Тестовые задания по МДК 1

Методы проверки и регулировки тепловых зазоров клапанов Интернет журнал автомобилиста

В результате изнашивания и нагрева механических частей газораспределительного механизма происходит изменении зазора между рычагами (коромыслами) клапанов и кулачками распределительного вала. В двигателях иных типов изменение зазора происходит между распределительным валом и толкателями, между коромыслами и клапанами. Поэтому примерно через 40 тыс. км пробега, а также при ремонте механизма или снятии головки блока цилиндров нужно проверять и, если нужно, регулировать тепловой зазор клапанов в двигателях с механическим приводом клапанов. Для каждого двигателя величина теплового зазора индивидуальна. В технических характеристиках двигателей приведены тепловые зазоры и для холодного, и для горячего двигателя. Тепловой зазор у горячего двигателя всегда больше.

Двигатель считают холодным , если температура охлаждающей жидкости в нем ниже 35°С. Такая температура достигается остыванием после прогревания двигателя в течение 4 часов.

Двигатель считают горячим , если температура охлаждающей жидкости в нем около 80°С. Проверяют и регулируют тепловые зазоры клапанов при закрытых клапанах. В этот момент вершина кулачка распределительного вала от коромысла штанги толкателя находится на максимальном удалении от клапана.

Метод, при котором сначала регулируют зазоры клапана первого цилиндра, когда его поршень находится в верхней мертвой точке, считается наиболее распространенным. Такт сжатия определяют по возрастанию давления воздуха в цилиндре при движении поршня в верхнюю мертвую точку. Чтобы определить этот такт, выворачивают свечу зажигания, закрывают ее отверстие в блоке цилиндров специальной пробкой или просто пальцем руки и проворачивают коленчатый вал до выталкивания пробки или резкого возрастания давления на палеи.

Положение поршня на такте сжатия вблизи верхней мертвой точки для бензиновых двигателей может быть определено по положению бегунка прерывателя — распределителя зажигания, если прерыватель не снимался и двигатель не подвергался разборке и сборке. При открытой крышке распределителя бегунок должен находиться возле высоковольтного вывода, идущего к свече первого цилиндра. Поршень находится вблизи верхней мертвой точки и в том случае, когда проскакивает искра на его свече зажигания. Для определения верхней мертвой точки выворачивают свечу либо отсоединяют от нее провод высокого напряжения и подсоединяют его к запасной свече или разряднику. Затем включают зажигание и проворачивают коленчатый вал до появления искры на свече. Когда найдено нужное положение поршня, совмещают определительные метки на шкиве коленчатого вала и крышке шестерни (звездочки, шкива) привода распределительного вала, метки на маховике и других деталях.

Закончив регулировку тепловых зазоров первого клапана, зазоры в остальных клапанах регулируют в порядке их работы. При этом каждый раз коленчатый вал проворачивают для четырехцилиндровых двигателей на 180°, для шестици­линдровых на 120° и для пятицилиндровых на 144°. Для двигателей ВАЗа и некоторых других можно совмещать метки на крышке распределительного вала и шкиве его привода, что соответствует концу такта сжатия в четвертом цилиндре. В таком положении регулируют тепловой зазор выпускного клапана этого цилиндра и впускного клапана третьего цилиндра, потом и других цилиндров в порядке их работы, проворачивая каждый раз коленчатый вал на 180°.

Положение кулачков относительно толкателей или их коромысел может быть определено визуально и по повороту Распределительного вала. При этом кулачок должен быть максимально удален от толкателя, т.е. обращен к толкателю тыльной стороной, а клапан закрыт.

В современных двигателях нет рукоятки для ручного проворачивания коленчатого вала. Его поворот для определения момента закрытия клапанов в цилиндре, где должна производиться регулировка тепловых зазоров, может быть осуществлен с помощью ключа или специального приспособления, которое надевают на центральный болт крепления ременного шкива вала.

Проворачивать коленчатый вал за болт крепления ременного шкива вала не рекомендуется, потому что при этом можно растянуть приводной ремень или повредить болт. Если такого болта нет, коленчатый вал проворачивают поворотом колес ведущего моста, вывесив колеса автомобиля и включив; прямую передачу. Чтобы облегчить выполнение этой операции, в бензиновых двигателях предварительно выворачивают свечи зажигания.

Читайте также:  Жена Дениса Никифорова - фото, биография, личная жизнь, дети - Мужья и жены звезд

Широко практикуется метод проворачивания коленчатого вала с помощью трансмиссии — перекатыванием автомобиля при включенной прямой передаче. При таком методе момент закрытия клапанов определяют визуально. После регулировки тепловых зазоров клапанов определенного цилиндра автомобиль вновь перекатывают до тех пор, пока кулачок распределительного вала, упирающийся в регулируемый клапан, не будет максимально удален от толкателя (коромысла); клапана.

Имеется несколько вариантов передачи силового воздействия с кулачков распределительного вала на стержни клапанов, т.е. типов привода клапанов, а значит, и методик регулировки тепловых зазоров. Одной из таких методик является привод через коромысло, имеющее четыре опорные поверхности (рис. 1), для автомобилей ВАЗ—2101—2107. Используя этот метод, тепловой зазор проверяют непосредственно между коромыслом и кулачком распределительного вала. Для регулировки ослабляют контргайку, вращением регулировочного болта устанавливают нужный зазор, проложив между кулачком распределительного вала и коромыслом щуп соответствующей толщины, и затягивают контргайку.

Рисунок 1. Привод клапанов через коромысло, имеющее четыре опорных поверхности

Для проверки тепловых зазоров клапанов в приводе клапанного механизма любого типа измерительный щуп должен входить с легким усилием. Чтобы убедиться в точности проверки, можно использовать щупы немного толще и немного тоньше номинального. Щуп с большей толщиной не должен входить в зазор, а щуп с меньшей входит свободно. В настоящее время на большинстве двигателей для привода клапанного механизма применяют гидравлические толкатели. Такие толкатели в процессе эксплуатации регулировки не требуют.

Тест № 3 Газораспределительный механизм

Газораспределительный механизм

1. Какие типы газораспределительных механизмов получили наибольшее распространение на автомобильных двигателях?

3)оба типа механизмов

2.Газораспределительные механизмы в зависимости от места установки клапана разделяются на механизмы с нижним и верхним расположением клапанов. Какой механизм имеет меньшее количество деталей?

1)с нижним расположением клапанов

2)с верхним расположением клапанов

3)имеют одинаковое количество деталей.

3.Каким способом осуществляется привод газораспределительного механизма?

1) зубчатыми колесами

2) цепной передачей или зубчатым ремнем

3) в зависимости от типа и модели двигателя способом указанным в пункте 1 или 2.

4.Для чего предназначен толкатель ГРМ?

1)для передачи усилия от распределительного вала

2)для передачи усилия от поршня

3)для поворота клапана вокруг своей оси.

5. В каком ответе перечислены только детали ГРМ?

1)распределительный вал, штанга толкателя, коромысло, поршневой палец, клапан выпускной

2)толкатель, седло клапана, сухари, тарелка пружины клапана, направляющая толкателя

3)направляющая втулка клапана, ось коромысел, головка цилиндров, пружина клапана.

6. Как крепится тарелка пружины клапана к стержню клапана?

2)при помощи резьбы

7. При работе двигателя у некоторых моделей клапан вращается вокруг своей оси для равномерного износа направляющей, стержня клапана, седла и тарелки клапана. За счет чего это достигается?

1)за счет специального устройства

2)за счет вибрации пружин клапана

3)за счет выпуклой формы коромысла.

4)за счет давления газов

8.Как отличить впускной клапан от выпускного одного двигателя?

1) по длине стержня клапана

2) по диаметру тарелки клапана

3) по маркировке.

9.Какой клапан при работе двигателя нагревается до более высокой температуры?

3) клапана одного цилиндра нагреваются до одинаковой температуры.

10.Какие детали ГРМ заставляют клапана открываться и закрываться?

1) открывает и закрывает распределительный вал

2) открывает кулачек распредвала, закрывает пружина

3)открывает пружина ,закрывает кулачек распредвала.

11.Какова частота вращения распределительного вала по сравнению с коленчатым валом на четырехтактном двигателе?

1)вращается в 2 раза быстрее коленвала

2)вращается с такой же скоростью как коленвал

3)вращается в 2 раза медленнее коленвала

4)вращается независимо от коленвала.

12.Штанга передает усилие от толкателя к коромыслу. Может ли конструкция ГРМ обходиться без штанг?

1) не могут, так как такой механизм не сможет работать

2) может, в ГРМ с нижним расположением клапанов

3) могут в ГРМ с верхним расположением клапанов и распределительного вала.

13.Какие детали входят в клапанный узел ГРМ?

1) впускной клапан, седло клапана, пружина клапана, направляющая втулка клапана, компрессионное кольцо

2) впускной клапан, тарелка пружины клапана, маслосъемное кольцо, сухари, механизм вращения клапана

3) впускные и выпускные клапана, опорная шайба пружины клапана, седло клапана, сухари.

14.На каком из двигателей привод распределительного вала осуществляется зубчатым ремнем?

15.В каком ответе правильно дано определение назначения газораспределительного механизма?

1)для своевременного открывания и закрывания клапанов, впуска горючей смеси или воздуха и выпуска отработанных газов.

2)для своевременного открывания клапанов с целью впуска горючей смеси и выпуска отработанных газов;

Читайте также:  Периодичность и регламент ТО Renault Sandero

3) для своевременного закрывания клапанов и впуска горючей смеси;

16.Каким термином называют моменты открытия и закрытия клапанов относительно мертвых точек, выражая в градусах поворота коленчатого вала?

3)порядком работы цилиндров

4)угол опережения зажигания

17.Какие клапана выполняют полыми и полость заполняют металлическим натрием?

1)только впускные клапаны

2)только выпускные клапаны

3)впускные и выпускные клапана.

18.Сколько опорных шеек имеет распределительный вал двигателя?

1) в 2 раза меньше коренных шеек коленчатого вала

2) в 2 раза меньше шатунных шеек коленчатого вала

3) такое же количество, как и шатунных шеек коленчатого вала

4) такое же количество, как и коренных шеек коленчатого вала.

19.В какой последовательности передается усилие в приводе клапанов?

1) кулачковый вал, толкатель, штанга толкателя, регулировочный винт, коромысло, клапан

2) кулачковый вал, толкатель, регулировочный винт, штанга толкателя, коромысло, клапан

3) кулачковый вал, толкатель, штанга толкателя, клапан, коромысло, регулировочный винт.

20.Укажите место проверки теплового зазора в ГРМ?

1) между штангой толкателя и регулировочным винтом

2) между толкателем и кулачком распредвала

3) между носком коромысла и торцом стержня клапана.

21.Что обеспечивает герметичность сопряжений клапан-седло клапана?

1) их шлифовка и притирка по месту пастами

2)подгонка по месту с применением уплотнителей

3)установка самоподжимных манжет

22.Какое количество клапанов установлено на двигателе КамАЗ-740.10?

1) 6 впускных и 6 выпускных клапанов

2) 8 впускных и 8 выпускных клапанов

3) 12 впускных и 12 выпускных клапанов

4) 16 впускных и 16 выпускных клапанов

23.На каком двигателе распределительный вал не имеет шестерни привода масляного насоса и прерывателя –распределителя, а также эксцентрика топливного насоса?

24.Когда происходит максимальное открытие клапана?

1) когда толкатель находится на противоположной стороне от вершины кулачка

2) когда толкатель находится на вершине кулачка

3)когда пружина имеет максимальную длину

25.Для чего предусмотрены тепловые зазоры в ГРМ?

1)для предотвращения разрушения коромысел и толкателей

2)для исключения неплотного закрытия клапанов

3)для уменьшения износа направляющих клапанов и толкателей.

26.В какую часть коромысла вворачивают регулировочный винт?

1) в конец коромысла, обращенный к штанге

2) в конец коромысла, обращенный к стержню клапана

3) в отверстие оси коромысла.

27.Какое количество сухарей необходимо для крепления тарелки пружины со стержнем клапана?

28.Как влияет наличие нагара на фасках клапанов на их охлаждение?

29.В приводе распределительного вала зубчатыми колесами их изготавливают из разных материалов. Каких?

1)колесо кулачкового вала стальное, коленчатого вала чугунное

2)колесо кулачкового вала чугунное, , коленчатого вала стальное

3)колесо кулачкового вала текстолитовое со стальной втулкой, , коленчатого вала стальное.

4)все варианты правильны.

30.Что такое перекрытие клапанов.

1)это моменты когда оба клапаны открыты;

2) это моменты когда оба клапана закрыты;

3) это моменты когда впускной клапан открыт, а выпускной закрыт;

31 В чем измеряется перекрытие клапанов.

1) в сантиметрах;

3) в миллиметрах;

32. Как называется средняя часть клапана.

33.Из какого материала изготавливается седло клапана.

3)из жаростойкого чугуна;

4)из серого чугуна;

34.Материал изготовления клапанов;

1) из инструментальной стали;

2) из легированного чугуна;

3) из высоко легированной стали;

4) из углеродистой стали;

35) Какого виды толкатели применяются на двигателе ЯМЗ-236.

Тепловые зазоры клапанов двигателя — как отрегулировать?

Работа любого двигателя внутреннего сгорания зависит от четкой работы газораспределительного механизма (ГРМ), частями которого являются распределительный вал (распредвал), привод и клапаны. Прочитав статью, вы узнаете, почему тепловой зазор важен, как его измеряют и регулируют, а также что бывает, если он выставлен неправильно.

Как работает ГРМ

Коленчатый и распределительные валы двигателя соединены с помощью ременной, зубчатой или цепной передачи с соотношением 2:1. За один оборот распредвала, коленчатый вал (коленвал) проворачивается дважды. Форма кулачков распредвала обеспечивает открытие и закрытие клапанов в соответствии с положением коленвала, такта двигателя и фазы газораспределения. Подробней эти процессы описаны в статье про фазы и механизм газораспределения двигателя.

Во время работы двигателя все детали ГРМ нагреваются и увеличиваются в размерах. В результате меняется расстояние между толкателем клапана и распределительным валом. Когда мотор прогрет до рабочей температуры, толкатель вплотную прилегает к распредвалу и клапану. Это обеспечивает наиболее эффективную работу двигателя. Если торец полностью закрытого клапана оказывается выше толкателя, между тарелкой и седлом клапана появляется зазор, который снижает компрессию двигателя. Если торец полностью закрытого клапана расположен ниже толкателя, то во время соответствующей фазы газораспределения он откроется чуть меньше, чем необходимо. В результате упадет мощность мотора, ведь чем меньше открыт клапан, тем сложней через него входить воздуху или выходить выхлопным газам.

Читайте также:  Что такое и как работает автомобильный иммобилайзер

Регулировка зазоров клапанов

На серийных автомобилях используют три способа регулировки теплового зазора:

  1. С помощью винта;
  2. С помощью подбора шайб;
  3. С помощью гидрокомпенсаторов.

Привод клапана с регулировкой винтом был популярен в начале и середине ХХ века. У этого привода было лишь одно неоспоримое достоинство – простота регулировки. Его главный недостаток – необходимость регулировать тепловой зазор каждые 10 тысяч километров. Регулировка теплового зазора с помощью шайб использовали на высокооборотных моторах с 80-х годов ХХ века до первого десятилетия ХХI века. Для регулировки теплового зазора необходим комплект шайб различной толщины.

Повторную регулировку теплового зазора проводят через 20-50 тысяч километров. С появлением гидрокомпенсаторов появилась возможность проводить регулировку клапанов с промежутком 100-300 тысяч километров.

Как и чем измеряют тепловой зазор клапанов

Величину теплового зазора проверяют на холодном двигателе. Для этой операции понадобится щуп и дополнительные инструменты, которые зависят от типа толкателя клапанов:

Для винтовой регулировки:

  • накидной ключ, соответствующий гайке толкателя;
  • рожковый ключ, соответствующий регулировочному болту;
  • молоток.

Для регулировки с помощью шайб:

  • набор шайб;
  • микрометр;
  • съемник;
  • специальный инструмент для замены шайб;
  • пинцет.

Для регулировки с помощью гидрокомпенсатора:

  • штангенциркуль.

Для измерения теплового зазора на толкателе с винтовой регулировкой, коленчатый вал поворачивают так, чтобы кулачок распредвала выбранного клапана был направлен в противоположную от толкателя сторону. Молотком несильно ударяют по толкателю над клапаном, затем пальцами несколько раз качают его влево и вправо.

С помощью щупа измеряют зазор между толкателем и клапаном и сверяют со значением, указанным в инструкции по эксплуатации автомобиля (мануале). Если величина зазора отличается от рекомендованной, то, придерживая регулировочный болт, откручивают контргайки. Затем с помощью болта устанавливают правильный зазор и придерживая болт ключом, затягивают контргайки. После чего снова проверяют зазор.

Для измерения теплового зазора на двигателе с регулировкой шайбами, коленвал проворачивают так, чтобы кулачок распредвала выбранного клапана был направлен вверх. Затем с помощью щупа измеряют зазор и сравнивают с указанным в мануале. Если зазор отличается, то с помощью съемника утапливают толкатель (стальной цилиндрик) и пинцетом достают шайбу. На шайбах написана толщина в миллиметрах с точностью до одной сотой. Если надпись стерта, необходимо измерить толщину шайбы посередине с помощью микрометра. Для этой операции нельзя применять штангенциркуль, потому что он покажет толщину по краям. После этого необходимо подобрать шайбу подходящего размера, установить ее на место и еще раз проверить зазор.

Регулировка теплового зазора гидрокомпенсаторов проводят во время ремонта или проверки двигателя. Для этого снимают направляющую толкателей или распредвал, после чего вытаскивают гидрокомпенсаторы и с помощью штангенциркуля измеряют высоту ножки клапана. Если ее высота соответствует допуску гидрокомпенсатора, который написан на нем, то регулировка не требуется. Если не соответствует, то компенсатор меняют на подходящий. После этого устанавливают на место направляющую толкателей или распредвал.

Симптомы изменения теплового зазора

Если исправный двигатель стал издавать негромкое постукивание, частота которого меняется вместе с оборотами двигателя и не исчезает после прогрева, возможно незначительное увеличение теплового зазора. Если в дополнение к стуку исправный двигатель начал терять в мощности, приемистости или экономичности, возможно сильное увеличение теплового зазора. Если исправный двигатель начал терять в мощности, приемистости и экономичности, но стука клапанов нет, а свечи, топливный фильтр, угол опережения зажигания, компрессия в цилиндрах и давление в шинах в норме, возможно сокращение теплового зазора (зажатые клапаны).

Чем опасно изменение теплового зазора двигателя

Если клапан зажат, то горячие газы, образующиеся во время сгорания топлива, нагревают не только нижнюю, но и верхнюю часть тарелки, то температура клапана увеличивается, что может привести к его прогоранию. Это особенно опасно, если мотор работает под большой нагрузкой или неправильно выставлен угол опережения зажигания.

Прогар клапана приведет к резкому падению мощности мотора, росту расхода топлива и перегреву двигателя. Если клапаны начали стучать, то никакой угрозы для мотора нет. Проблема в том, что на ранней стадии проворачивание вкладыша коленвала проявляет себя аналогичным стуком, поэтому их легко спутать.

Ссылка на основную публикацию
Термостат Пежо 308 — замена корпуса термостата
Замена термостата на двигателе EP6 ТехноФранц Еще одна из нередких поломок на двигателе EP6 это выход термостата из строя. Все...
Телеграм бот по номеру авто — поиск сведений об владельце
Проверка авто по номеру двигателя в ГИБДД бесплатно Любой автомобиль определяется по номеру кузова и двигателя. На основании этой информации...
Телематический модуль StarLine M31 (Старлайн М31) с установкой в Доп-Центре, доступная цена, опытные
GSM модуль для Starline A91, доводчик стекол дооснащение дополнительными модулями Автосигнализация starline a91, разработанная и выпускаемая отечественным научно-производственным объединением СтарЛайн,...
Термостат Хендай Акцент принцип работы, замена и диагностика
Hyundai Accent (ТагАЗ) Двигатель Хендай Акцент Hyundai Accent При перегреве мотора и холодном верхнем патрубке, который идет к радиатору, можно...
Adblock detector