Термостат автомобиля принцип работы, признаки неисправностей и способы проверки

Какие бывают термостаты для чего нужны, принцип работы и устройство прибора

Термостат — устройство, позволяющее поддерживать температуру в заданных параметрах .

Ниже вы узнаете, как работает термостат, как он устроен и основной принцип его работы. Не замечая этого, мы часто в жизни сталкиваемся с термостатом: он следит за тем, чтобы холодильник поддерживал нужную температуру, не перегревался и не подмораживал, чайник благодаря нему подогревается до нужной температуры, а автомобиль быстро прогревается и не ломается из-за высокой температуры двигателя. Вы узнаете, для чего нужен термостат в разных приборах и что нужно сделать для определения неисправностей.

Что такое термостат и для чего он нужен

Что такое термостат и для чего он нужен
Термостат — что это такое? Термостат — это прибор, который нужен для поддержания температуры на заданном уровне.
Применяется в разных сферах жизни, в быту: для поддержания температуры в плите, холодильнике, тёплом поле, кондиционере. И в промышленности для регулирования отопления помещений, в автомобилях назначение термостата — избежать перегревания двигателя.

Функции и место расположение

Функции термостата: управление климатическими условиями в помещении, а также поддержание температуры в устройстве на заданном уровне.
Терморегулятор устанавливают вдали от отопительных приборов и источников влаги в помещении, чтобы температура окружающей среды считывалась точнее. В устройствах он расположен рядом с нагревательным элементом, чтобы быстро отреагировать на изменение температуры.
На схеме видно, как выглядит термостат:

Принцип работы термостата, как он устроен

Несмотря на разнообразие терморегуляторов на рынке, у всех термостатов одинаковый принцип работы и устройство.

Термостат предназначен для того, чтобы двигатель автомобиля прогрелся быстрее. Термостат в системе охлаждения автомобиля выполняет роль поддержания нужной температуры, чтобы двигатель нагрелся быстрее и не перегрелся во время работы.
Вне зависимости от составных элементов, у всех термостатов аналогичный принцип работы.

Терморегулятору задаётся определённая температура, которую он поддерживает, не давая её подняться выше заданных параметров и упасть. В устройстве находится термочувствительный элемент, который считывает температуру окружающей среды. До того, как устройство нагрелось до заданной температуры, контакты соединены и происходит нагревание. После того, как температура поднялась, контакты расходятся за счёт термочувствительного элемента, который видоизменяется при нагреве.

Когда температура опускается ниже заданной, термочувствительный элемент возвращается в исходное состояние и нагревание возобновляется. Такой процесс цикличен.

Термостаты бывают устроены по-разному: механические и электронные. При этом принцип работы одинаков: он определяет температуру окружающей среды или поверхности, на которой находится. И в зависимости от указанных параметров, устройство определяет, есть ли необходимость в задействовании термических элементов или необходимо наоборот отключить имеющиеся.
Конструкция и её принцип работы очень просты, что позволяет устройству прослужить долго.
Основным элементом является термочувствительный элемент, который видоизменяется при изменении температуры в устройстве или окружающей среде, прекращая тем самым нагревание.

Термочувствительным элементом может быть газ, воск с примесью металла, металлические пластины с разной термочувствительностью.

Виды терморегуляторов

Электронные термостаты

  • Обычные — в приборе задаются параметры температуры или точное её значение, которое будет поддерживаться. В устройстве есть электронный дисплей.
  • Цифровые:
    • С закрытой логикой
      У такого устройства задан алгоритм работы. Параметры регулируются с помощью специальных команд для установленных заранее приборов. Необходимые параметры можно установить в зависимости от температуры, которая нужна для прибора. При этом саму программу работы регулятора изменить нельзя. Чаще всего такие терморегуляторы применяют в бытовых приборах.
    • С открытой логикой
      Устройство полностью контролирует процесс обогрева. В терморегуляторе с открытой логикой можно изменить алгоритм его работы. Управление устройством происходит с помощью сенсорных кнопок. Используя такой термостат, можно настроить обогрев помещения по определённому графику. Такие термостаты применяют в промышленных целях, а их перепрограммированием и установлением нового алгоритма должен заниматься специалист.

Преимущества электронных устройств:

  • Большой диапазон настройки температуры;
  • Точность больше, чем у механических;
  • Эффективность;
  • Не энергозатратные;
  • Разнообразие дизайна.
  • Зависимы от стабильного электричества;
  • На них влияет сильный перепад температуры.

Механические термостаты

Основной элемент устройства — газовая мембрана. При увеличении температуры, газ расширяется внутри металлических пластин, что приводит к их разъединению. В итоге контакты размыкаются и нагревание прекращается до тех пор, пока газ не уменьшится в объемах и пластины не вернутся в исходное положение.
Используют в системе отопления, их используют для регулировки работы климатических систем: водонагревателей, кондиционеров. Газовая мембрана реагирует на температуру воздуха вокруг, а не поверхности, на которой расположено устройство.
Регулировать температуру такого датчика можно с помощью колёсика для управления, которое соединено с мембранным механизмом.

Читайте также:  Какие модели тойота собирают в России, где находятся заводы

Используют в системе отопления для регулировки работы климатических систем: водонагревателей, кондиционеров. Удобно, что устройство мгновенно срабатывает на изменение температуры окружающей среды, а не поверхности, на которой оно расположено.
Регулировать температуру такого датчика можно с помощью колёсика для управления, которое соединено с мембранным механизмом.

Двухзонные термостаты

Используются, чтобы единовременно управлять двумя системами отопления. Различают термостаты с заданным набором программ и более сложные, в которых можно самостоятельно задать параметры работы. Устройство полностью автоматизировано, датчики реагируют на температуру воздуха. Термодатчики устанавливают в местах, защищенных от попадания солнечных лучей и влаги.
Двухзонные терморегуляторы используют в быту, например, в тёплом поле.
Если термостат установлен в ванной , важно, чтобы устройство находилось вдали от воды и батареи.

Биметаллические пластины

Термочувствительным элементом выступают закреплённые на одном конце пластины из разных металлов. При нагревании один металл увеличится в размере, а другой, с меньшей теплочувствительностью , останется неизменным. Пластины наклонятся в сторону менее чувствительного металла, размыкая таким образом контакты. Нагрев устройства прекращается. Когда металл остывает, он уменьшается в размере, край пластины возвращается на место и контакты замыкаются обратно.
Такие пластины используют в электрических чайниках, не давая ему перегреться.

Механические термостаты долговечны, но обладают большой погрешностью, которая может доходить до 10 градусов.

Газонаполненные датчики

Их начали использоваться из-за того, что газ быстрее видоизменяется под воздействием температуры. В устройстве между парой металлических дисков помещён сильфон, наполненный газом. У дисков большая площадь поверхности и они начинают быстро реагировать на нагрев.
При нагревании газ между дисками увеличивается в объеме и разъединяет их. При этом внутренний диск надавливает на небольшой переключатель термостата и цепь размыкается, прекращая нагрев.
При снижении температуры диски возвращаются в исходное положение, цепь соединяется и нагрев возобновляется.

Газонаполненные датчики используют для отопления помещений, ранее применяли в автомобилях.

Восковые терморегуляторы

Восковой термостат состоит из герметичной камеры с восковой пробкой, внутри которой расположен двигающийся металлический стержень. Воск при высокой температуре начинает таять и становится больше по объему, чем в твёрдом виде. Он выталкивает стержень наружу, который в свою очередь выключает электроцепь, останавливая нагрев. При охлаждении до определённой температуры, воск затвердевает обратно и стержень возвращается на место, включая нагрев.

Преимущества механических термостатов:

  • Надёжные;
  • Устойчивы к перепадам напряжения в устройстве;
  • Не влияет работа электричества, не сбиваются из-за сбоев;
  • Простая эксплуатация и настройка;
  • Можно применять при большом перепаде температуры;
  • Долговечность.
  • Большая погрешность в районе 5-10 градусов;
  • Ограниченный функционал;
  • Не програмируемы.

Основные признаки неисправности термостата

Иногда термостатное устройство не работает качественно.

Основные признаки того, что терморегулятор вышел из строя:

  • Если устройство охлаждает больше нужной температуры (в холодильнике начинает морозить);
  • Устройство перегревается (двигатель в автомобиле начинает кипеть);
  • Нижний патрубок очень быстро нагревается (при исправной работе он греется долго);
  • При работе двигателя, отображаемая температура резко снижается, а потом при выключении обратно поднимается;
  • Нижний патрубок не нагревается и остаётся холодным.
    Такое происходит, если устройство долго находится в закрытом состоянии, что приводит к заклиниванию конструкции

Причинами неисправной работы термостат а могут быть образовавшаяся ржавчина, заклинивание термостатического клапан а в одном из положений: открытом или закрытом. Если не сметать пыль с устройства долгое время — оно может забиться и выйти из строя.

Диагностика поломки, как проверить не снимая

Существует несколько способов проверки неисправности терморегулятора устройства. Этот способ отличается тем, что позволяет обнаружить поломку, не разбирая устройство на части. Чтобы определить, работает ли термостат исправно, нужно запустить двигатель автомобиля на минут пять-десять. За это время шланг, идущий из радиатора в термостат, должен остаться холодным, если он нагрелся за такое короткое время — в конструкции есть неполадки.

При обнаружении неполадок лучше всего обратиться в ремонтный центр, где вам помогут решить возникшую проблему. Самостоятельно чинить устройство можно только если вы точно знаете, как оно устроено.

Теперь вы знаете, что такое термостат , для чего служит термостат , какие функции он выполняет. Устройства используют во многих сферах в жизни: для автоматического поддержания температуры воды в душе , для нагревания духовки или обогревателя до заданной температуры. После прочтения статьи вы знаете, что делать, чтобы обнаружить поломку терморегулятора, не разбирая устройство. В зависимости от того, зачем нужен в устройстве термостат, выбирают разные виды.

Устройство термостата и принцип работы. Основные неисправности и способы диагностики

Как известно, основное назначение автомобильного термостата: корректировка температуры охлаждающей жидкости.

  1. Пока мотор холодный, механизм обеспечивает прохождение тосола по малому кругу, только через рубашку охлаждения и радиатор салонного отопителя.
  2. При достижении температуры до граничного значения, термостат перенаправляет жидкость по большому кругу, через радиатор. Это дает возможность антифризу несколько охладиться и не нагреваться дальше.
Читайте также:  Lifan Celliya 530 - характеристики, комплектации, фото, видео, обзор

Устройство

По конструкции термостат автомобиля — это клапан, который находится между радиатором и двигателем. Небольшая рабочая полость механизма наполнена смесью:

  • воска;
  • порошков меди;
  • алюминия и графита.

При смене температуры эти соединения способны изменять свой объем и соответственно – передвигать шток заслонки термостата.

Показатели температуры открытия-закрытия индивидуальны для каждой модели мотора.

Устройство термостата:
1 – входной патрубок от двигателя; 2 – перепускной клапан (перекрывает малый круг); 3 – выходной патрубок к помпе (насосу охлаждающей жидкости); 4 – пружина перепускного клапана; 5 – воск; 6 — входной патрубок от радиатора; 7 — пружина основного клапана; 8 – основной клапан (перекрывает большой круг); 9 – корпус; 10 – поршень.

Посмотрите интересное видео, принцип работы термостата:

Неисправности

  • клапан может заклинить в открытом и закрытом положении;
  • также в промежуточном состоянии.

1. Если термостат транспортного средства всегда закрыт, то охлаждающая жидкость будет циркулировать по малому кругу. Получаем быстрый перегрев двигателя и на машине не получиться ездить, до замены неисправной детали.

Принцип работы термостата

2. При не полном открытии клапана термостата, двигатель будет испытывать постоянный перегрев, но может и стабильно работать, в зависимости от эксплуатации автомобиля.

Случается, что термостат работает с перебоями. При такой поломке мотор может закипеть, а в последующем нормально работать.

3. При полностью открытом состоянии клапана, ОЖ движется по большому кругу всегда и рабочая температура двигателя не будет достигнута. А это чревато ускоренным износом деталей и увеличенным расходом горючего.

Главной причиной отказа термостата является накипь отложившиеся на стенках узла, мешающая нормальному открытию. Это возможно, из-за несвоевременной замены охлаждающей жидкости.

Как проверить работу?

Проверить работу термостата на исправность можно несколькими способами:

  1. Запустить двигатель и потрогать верхний патрубок радиатора. При исправном узле, он должен быть холодным вплоть до достижения температуры охлаждающей жидкости 60-70 градусов. После прохода данного рубежа, патрубок должен постепенно нагреваться.
  2. Нагреть двигатель до рабочей температуры и заглушить, открыть капот и проверить рукой верхний и нижний шланги, которые отходят от радиатора, снизу и сверху. Они должны на ощупь одинаковой температуры. Если температура разная, значит термостат не исправен.

Если в зимнее время отопление салона плохое, значит термостат не в порядке.

3. Для детальной проверки, необходимо деталь снять и опустить в емкость, наполненную холодной водой, и положить туда термометр. После этого нагревать воду и визуально зафиксировать момент открытия, и температуру.

Это полезно знать. Считается, что при исправной системе охлаждения, при нулевой уличной температуре, двигатель автомобиля при движении в течение 10 минут должен нагреваться до рабочей температуры.

Посмотрите полезное видео, проверка термостата путем кипячения:

Заключение

Срок безупречной работы термостата — всего 2 года. По истечение данного времени его рекомендуется менять.

Весна уже близко так что можно и не менять термостат �� Шучу конечно. Сам осенью заменил на автомобиле термостат, так зимой балдел в тепле, да и топливо стало заметно меньше кушать.

Подходит время надо готовиться к зиме. Автомобильный термостат вроде бы незаметная маленькая деталь летом, в холодное время года приобретает повышенную важность. Если он уже плохо работает, то самое время его заменить, а то будет — сами читали выше, что будет. На моей машине уже барахлит так что буду менять — пора, не хочу зимой мерзнуть

I4CAR

Твой Автомобильный Портал

Автомобильный термостат — что это?

Опубликовано 15.04.2015 от Sa1amandeR в Автосоветы // 0 Комментарии

Автомобили, в которых понижение температуры двигателя осуществляется благодаря жидкости, оснащены специальным прибором – термостатом. Расположен данный прибор между радиатором и мотором. Мы постараемся охватить в этой статье вопросы, связанные с устройством, принципом работы, возможными проблемами и поломками термостата. Для начала, давайте попытаемся понять, что вообще такое термостат и какова его роль в автомобиле.

Автомобильный термостат — что это?

Дадим теоретическое определение этому элементу. Термостат — прибор, служащий для регулирования температуры специальной жидкости (тосола) в охлаждающей системе мотора. Благодаря нему ускоряется процесс прогревания мотора и поддерживается необходимый для него температурный режим работы.

Теперь давайте рассмотрим его работу с практической точки зрения. Главной функцией можно назвать препятствование попаданию тосола в радиатор, пока температура двигателя не поднялась до нужного уровня. Другими словами, пока температура двигателя не достигла отметки в 95 градусов, жидкость будет блокироваться, а по достижению данного температурного показателя, термостат «снимает» блокировку потока и позволяет тосолу циркулировать в системе, тем самым понижая температуру. Такой процесс дает возможность быстрее нагревать двигатель, из-за чего снижается износ мотора и уменьшается количество вредных выхлопов.

Читайте также:  Названия моделей автосигнализаций StarLine с пояснением

Для очень любопытных и интересующихся тем, как все-таки работает данное устройство, существует один экспериментальный способ. Вы можете опустить термостат в емкость с водой, а емкость в свою очередь поставить на плиту. Когда вод начнет закипать, клапан термостата откроется где-то на 2см. Несмотря на всю познавательность и интересность такого эксперимента, и учитывая, что для него нужно использовать новый прибор, желательно этого не делать вообще, или экспериментировать с другим термостатом, а не специально снимать его для этого с Вашего автомобиля.

Принципы работы и устройство термостата

При изготовлении автомобильного термостата, применяются медь и латунь. Работа термостата заключается в небольшом цилиндре, расположенном с той стороны, которая ближе к двигателю.

В данном цилиндре размещен специальный шарик, сделанный из искусственного воска. Такой шарик имеет температуру плавления 82 градуса по Цельсию. Материал для шарика выбран из-за своих способностей расширятся под воздействием температуры. Когда температура растет, воск становится жидким, а при понижении – наоборот твердеет.

Специальный стержень, имеющий соединение с клапаном, вставлен в этот цилиндр с воском. Так как воск переходит в жидкое состояние и расширяется, он просто выталкивает стержень из цилиндра, благодаря чему открывает клапан. В радиатор начинает поступать охлаждающая жидкость, проходя через термостат. При выключении двигателя его температура начинает падать, а значит давление на стержень падает из-за отвердевания воска, и клапан закрывается.

Виды проблем и возможных поломок термостата

Несмотря на свои размеры, термостат является очень важной деталью в автомобиле. Проблемы в работе термостата – ваши проблемы в дороге. Серьезными будут такие проблемы или нет, будет зависеть от того, какая именно будет эта поломка. Причиной выхода из строя термостата может быть много причин, но наиболее распространенной является коррозия.

Рассмотрим возможные проблемы в работе и их последствия.

  • Клапан термостата находится в полностью закрытом положении и не открывается. В такой ситуации существует достаточно большая вероятность перегрева («закипания») двигателя, несмотря на режим, в котором движется автомобиль. Причем такая проблема может настигнуть водителя не только когда температура воздуха положительная, но даже и при не сильных морозах. Бывают случаи, когда клапан открывает не полностью, тогда вероятность «закипания» уменьшается, но при этом мотор все равно перегревается. Тут уже все будет зависеть от того, как автомобиль эксплуатируется.
  • Клапан термостата заклинило в абсолютно или не полностью открытом положении. Когда возникает подобная ситуация, появляется проблема с прогреванием двигателя до необходимой (рабочей) температуры, а в сильные морозы такая температура вообще будет недосягаема. В случае с полностью рабочей системой охлаждения и нулевой температуре окружающей среды, время на прогрев мотора до необходимой температуры (рабочей) во время движения не должно превышать 5-10 минут. Когда клапан закрыт не полностью, показатели температуры двигателя даже в летнее время не будут превышать 70 градусов.

Работает термостат или нет, как проверить?

Для начала начните прогревать мотор. Поднимайте температуру мотора до того момента, когда стрелка показывающая температуру будет в положении немного недостающем до красной. Потом Вам нужно будет выключить мотор и поднять капот. Затем найдите верхний радиаторный резиновый шланг, имеющий черный цвет и диаметр около 5см. Также его можно узнать по металлическим хомутам на его окончаниях. Так как данный элемент закреплен над радиатором, его поиски существенно упрощаются. После определения местонахождения верхнего шланга, следует отыскать и нижний. Внешне ничем не отличается от верхнего, но крепится он, как можно было уже догадаться из названия, к нижней части радиатора.

Когда стрелка показателя температуры двигателя покажет, что он нагрелся, аккуратно прикоснитесь к шлангам (могут быть горячими). Если один из них будет холодным, а другой горячим, то это может свидетельствовать о том, что жидкость не пропускается через радиатор и скорее всего его клапан закрыт. Тут потребуется замена термостата.

Существует и «народный способ», про который было упомянуто в начале статьи. Суть в том, что Вы опускаете термостат в емкость с кипящей (100 градусов по Цельсию) водой. Дальше наблюдаете за клапаном визуально, в случае его открытия, можно оценивать термостат как рабочий, и соответственно если он не открылся, то можно считать его поломанным. Данный эксперимент подразумевает собой необходимость в снятии термостата с автомобиля.

Когда собираетесь поменять термостат, поинтересуйтесь и узнайте температуру, при которой открывается клапан. У разных машинных термостатов, разная температура открывания и диапазон варьирования ее может быть большим. Как было написано в данной статье, при несвоевременном открывании клапана может случиться перегрев двигателя, потому выбирая термостат, обращайте внимание на необходимый вам температурный режим работы, чтобы не поставить пребор, где температура открывания клапана будет завышена.

Ссылка на основную публикацию
Телеграм бот по номеру авто — поиск сведений об владельце
Проверка авто по номеру двигателя в ГИБДД бесплатно Любой автомобиль определяется по номеру кузова и двигателя. На основании этой информации...
Таблетки Персен инструкция по применению, цена, отзывы врачей, состав и аналоги
Как применять персен форте инструкция по применению препарата, отзывы об успокоительных таблетках Пе Персен — это комбинированный медикамент растительного происхождения,...
Таблица вывода алкоголя из организма для водителя сколько времени нужно для отрезвления
Сколько держится алкоголь в крови и как выводится из организма В автомобильном мире существует проблема принятия алкогольных напитков. Автолюбители всех...
Телематический модуль StarLine M31 (Старлайн М31) с установкой в Доп-Центре, доступная цена, опытные
GSM модуль для Starline A91, доводчик стекол дооснащение дополнительными модулями Автосигнализация starline a91, разработанная и выпускаемая отечественным научно-производственным объединением СтарЛайн,...
Adblock detector