Ставропольским водителям объяснили, из чего складывается цена литра бензина

Как формируется стоимость бензина в России, и кто виноват в росте цен на самом деле

С начала года в России бензин по данным Росстата подорожал на 5.3 процентных пункта. Происходит это главным образом из-за подорожания нефти, которая теперь стоит порядка 77.3 долларов за баррель, вместо 47.9. Однако, если разобраться в цене на бензин, то станет очевидно, что от цены нефти здесь мало что на самом деле зависит. Самая большая часть ценообразования – это акцизы и налоги, которые взымает государство.

Например, в мае 2018 года в цене бензина АИ-92 налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) занимал 38.1 процент стоимости. На акцизы в цене приходилось 19.1 процента. На НДС и прочие налоги еще 16.54 процента стоимости. Если все посчитать, то получится, что 73.8% цены бензина водитель, по сути, платит не перерабатывающей компании и АЗС, а государству.

Для перекрытия себестоимости нефти от стоимости берется только 8.26 процентов, за транспортировку, переработку, хранение и отвалку – 10.36 процентов, а за содержание АЗС – 7.37 процентов. Таким образом, цена на горючее фактически не зависит от нефтяных компаний. Она напрямую регулируется государственной налоговой политикой.

Секрет в том, что формула расчёта стоимости не бензин включает в себя такие параметры, как курс доллара и котировки на нефтяных рынках. При этом в российских реалиях между курсом доллара и нефтяными котировками прямая взаимосвязь – чем дешевле нефть, тем слабее рубль.

Иронично, что нефть при этом перерабатывается в России, а значит, расчёт ведется все-таки в рублях. Несмотря на это, при каждом падении цен на ресурсы власти сразу же повышают акцизы на топливо. Делается это с одной простой целью – компенсировать недостающие доходы за счет подорожания топлива.

Но почему же цена на бензин растет, когда дорожает нефть? Здесь все еще проще. Так как торговать нефтью становиться выгодно, компании стремятся продать ее как можно больше, сокращая тем самым запасы для внутреннего потребления и закономерным образом повышая тем самым их цену.

Пока же российские власти объявили крайний срок, до которого будут удерживать текущие цены на топливо, как после этого изменится стоимость бензина — не известно, но скорее всего снова выростет.

Из чего складывается цена бензина. Занимательные картинки.

На этом краткое вступление закончено, переходим к основной теме форума.

Доля налогов в розничной цене бензина составляет 52-55%, а с учетом «вложенных» налогов – до 60% В розничной цене дизельного топлива – 45-47% и 53% соответственно.

Расчет выполнен для мировой цены нефти «Юралс» 100-110 долларов за баррель при курсе 28-29 рублей за доллар, для розничных цен на московских АЗС «Роснефти» в период после памятного снижения цен на 1 рубль.

Доля налога на добавленную стоимость составляет 15% с четвертью. Акцизы, перешедшие из оптовой цены, добавляют еще 16% к цене бензина и 8,5% к цене дизельного топлива.

Доля налога на добычу полезных ископаемых, перешедшего из стоимости сырой нефти, составляет 15-17%. Оценка вклада остальных налогов проведена на основе данных ОАО «Роснефть».

Выводы. Покупая бензин, более половины цены мы платим не нефтяным компаниям, а в федеральный и региональные бюджеты. Куда и кому потом уходят наши налоги – великая российская тайна.

Вследствие увеличения ставок акцизов сумма НДС и акциза сопоставима с экспортной пошлиной на нефтепродукты. К 2013 году акцизы увеличат еще более чем на 2 рубля, а экспортные пошлины планируют снижать. То есть налоговая нагрузка на российского потребителя выше, чем нагрузка на экспорт.

Читайте также:  Ремонт зарядного устройства Орион PW 700

При снижении мировой цены нефти и внутренней цены нефтепродуктов эта разница еще более заметна, поскольку доля налогов в цене возрастает. Это связано с тем, что акцизы взимаются по фиксированным ставкам, которые не снижаются при снижении цен, а НДС взимается, в том числе, и с суммы акцизов.

Таким образом, кумулятивное действие НДС и акцизов представляет наибольшую угрозу интересам российского потребителя.

Вследствие высоких налогов и завышенных цен российские автовладельцы оплачивают российскую нефть по мировым ценам. На слайде приведено сравнение апрельских оптовых цен на автомобильное топливо с суммой мировой цены нефти и стоимости ее переработки на российских НПЗ. И эта сумма оказывается ниже.

При этом в расчетах принята максимальная оценка стоимости переработки, в 2-3 раза превышающая реальные операционные затраты. Тот же принцип использован и для оценки себестоимости добычи и транспортировки сырой нефти до НПЗ. В сумме стоимость добычи и переработки нефти не превышает 15% в оптовой цене бензина или дизельного топлива, а в розничной цене – и того меньше.

Доля налогов в оптовой цене составляет 55-60% (без учета «вложенных» налогов). Для оценки прибыли нефтяной компании в цене принята норма прибыли 15-20% в соответствии с финансовой отчетностью российских компаний. Это примерно 3-4 рубля на литр.

При этом в оптовой цене остается еще 1,5-2 «неучтенных» рубля на каждый литр. Не предполагая ничего плохого, относим их на разброс цен реализации светлых нефтепродуктов и мазута, который экспортируется по бросовым ценам. Тем не менее, эта надбавка к себестоимости также формирует доход нефтяной компании.

Резюме. Налоги и сверхдоходы нефтяных компаний в оптовой цене нефтепродуктов создают эффект мировой цены нефти на российском рынке. Их полный перенос в цену сырой нефти может защитить российского потребителя от дальнейшего завышения цен, поскольку рост внутренней цены на нефть ограничен мировой ценой.

Немного экзотики. На слайде представлены данные Саудовской нефтяной компании о подтвержденных запасах пластовой нефти и природного газа основных мировых экспортеров. Эти данные не учитывают запасы нефтяных песков и сланцевого газа.

При текущем уровне добычи, разведанных запасов нефти России хватит на 15-20 лет, природного газа – на 30-40 лет. Разумеется, при увеличении объемов разведочного бурения извлекаемые запасы могут расти, однако и объем их добычи также будет возрастать. То есть оценка остается в силе.

На рынке нефти по запасам Россия занимает последнее место среди основных экспортеров, и, видимо, никогда не станет мировым лидером. То есть не сможет определять мировую конъюнктуру и останется второстепенным зависимым игроком. На рынке газа Россия – мировой лидер, однако это преимущество до сих пор не используется.

Неизбежные следствия. Если экономический рост в России все-таки состоится, и внутреннее потребление будет расти, необходим переход от стимулирования экспорта нефти к его ограничению и постепенной замене экспортом газа.

Весьма вероятен переход к американской модели, когда стратегическая безопасность обеспечена собственной добычей нефти, а часть потребностей покрывается импортом более дешевой нефти и нефтепродуктов. Для России их источником могут быть ближайшие соседи. Эта модель соответствует интересам российских потребителей, поскольку стимулирует конкуренцию и снижение цен на российском рынке.

Для перехода к такой модели необходимо оптимизировать налоговую систему: сократить НДС и акцизы на нефтепродукты, закрывающие внутренний рынок от конкуренции. При этом всю нефтяную налоговую нагрузку можно переложить в стоимость сырой нефти, цена которой на открытом внутреннем рынке всегда будет ниже мировой.

По результатам проведенного анализа сформированы следующие предложения по оптимизации налогов.

Первое. Снизить ставку НДС с 18 до 9% поэтапно в течение трех лет. Одновременно сократить налоги с зарплат (подоходный и страховые взносы) до уровня не более 33% в сумме.

Читайте также:  Цены на бензин в Европе в 2019 году

Это должно привести к снижению инфляции на 2-3% в год и увеличению налоговых поступлений за счет легализации теневых оборотов. Дополнительной компенсацией может быть восстановление ставки налога на прибыль до 24% и налога на доходы физических лиц в виде дивидендов до 15%.

Второе. Отменить акцизы на автомобильный бензин и дизельное топливо установленных стандартов качества, признав их товарами социальной значимости. В качестве допустимой компенсации возможно увеличение экспортной пошлины или налога на добычу нефти (или налога, его заменяющего). Часть этого налога может зачисляться в федеральный и региональные дорожные фонды по той же сетке, которая используется для акцизов.

Третье. Отменить транспортный налог, который с 2011 года уже включен в стоимость автомобильного топлива через увеличение акцизов.

Другие предложения: оптимизировать экспортные пошлины на нефть, газ и нефтепродукты с учетом экспортной стратегии России, создать международную «рублевую» биржу нефти, газа и нефтепродуктов для использования преимуществ регионального и мирового лидера.

Результатом сокращения НДС и отмены акцизов должно стать снижение цен на АЗС на 15-20%. А в случае ограничения сверхдоходов нефтяных компаний на внутреннем рынке снижение цен может составить 30% и более.

Анализ доходов нефтяных монополий показывает, что норма прибыли зарубежных компаний не превышает 9,5% выручки. И этой прибыли хватает и для выплаты дивидендов акционерам, и для покрытия инвестиций в программы развития.

Норма прибыли российских компаний в 1,5-2 раза выше, достигая 14-16% и более. Очевидно, что эти преимущества им обеспечивает российский рынок.

Низкие зарплаты и уровень доходов российских граждан, относительно низкие цены российских поставщиков материалов и комплектующих обеспечивают низкую себестоимость нефти и нефтепродуктов, отправляемых на экспорт. А высокие внутренние цены на топливо, как и на все энергоресурсы, увеличивают сверхдоходы российских монополий.

Характерным примером является сравнение прибыли «ТНК-ВР Холдинг», имеющей активы только на территории России, и «ТНК-ВР интернешнл», объединяющей все активы, включая зарубежные. Как показывает сравнение, прибыль приносят только российские активы.

Куда уходит сверхприбыль российских нефтяных монополий?

Капиталовложения из прибыли (дополнительно к амортизации) у ЛУКОЙЛа, «Роснефти» и ТНК-ВР составляют до трети годовой прибыли, у «Газпром нефти» – почти половину прибыли. Дивиденды акционерам только у ТНК-ВР более половины прибыли, у остальных – не более одной десятой, одной пятой от прибыли.

Значительная часть доходов уходит в «кубышку» – на формирование финансовых резервов за счет собственных средств. Точнее, средств, полученных от потребителей. Так, накопленные финансовые резервы «Роснефти» превышают ее годовую прибыль, у «Газпром нефти» и ТНК-ВР финансовые резервы составляют более половины прибыли, у ЛУКОЙЛа – более трети прибыли.

Таким образом, возможно снижение нормы прибыли российских нефтяных компаний на 3-7% – до среднемирового уровня. Это снижение не нанесет ущерб ни их акционерам, ни инвестициям в их развитие.

Соответствующее снижение выручки нефтяных компаний на 3-7% может быть отнесено целиком на снижение внутренних цен на нефть и нефтепродукты. Это обусловлено тем, что экспортная выручка задана мировыми ценами, которыми и определяется среднемировой уровень рентабельности.

Окончание следует.
Московское отделение ФАР

Почему в России такой дорогой бензин? Разбираемся с ценообразованием

Цены на бензин — больная тема для российских автомобилистов. Постоянный рост цен на фоне добычи нефти смущает людей. Ещё больше в ступор вводят цены других стран, многие из которых экспортируют нефть. При этом не все понимают, как устроено ценообразование в этой отрасли, а оно действительно странное.

Журнал Reconomica изучает цены на бензин на российских заправках, подсчитывает прибыль продавцов и сравнивает стоимость нефтепродуктов в разных странах.

Сколько стоит бензин в России

По данным Яндекса, средняя стоимость бензина АИ-95 составляет 46 рублей 37 копеек — это на 40 копеек больше, чем в самом начале года. Начиная с мая 2009 года, цены постоянно растут. В тот момент литр АИ-95 стоил 19,77 рублей — за 11 лет цены выросли более, чем в два раза. Самый большой скачок случился в первой половине 2018 года, когда с марта по май цены подскочили на 4 рубля.

Читайте также:  Особенности формирования цен на розничном рынке бензина в России

Себестоимость бензина

Во-первых, для производства бензина нужна нефть. Её цена зависит не только от месторождения, но и от транспортировки. Эксперты считают, что на производство одного литра бензина затрачивается около 10 процентов от его розничной цены. Однако большую часть затрат берут на себя следующие налоги:

  • налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — 16,9 %;
  • акцизы на нефтепродукты — 12 %;
  • налог на добавленную стоимость — 15,3 %;
  • налоги на прибыль — 4,8 %.

Это самые минимальные цифры. Если учитывать минимальные значения, то стоимость бензина на 49 процентов состоит из отчислений в налоговую. Если добавить к этому затраты на производство и транспортировку, то получится 59 процентов.

Отдельные статьи расходов связаны с более привычными для любого бизнеса затратами: зарплаты работникам, реклама, покупка и ремонт оборудования. Если брать для расчёта стоимость литра бензина в 45 рублей, то 27-30 рублей составят затраты продавца, всё остальное — его прибыль.

Содержание автозаправки — затратное и рискованное дело. Никто не будет заниматься этим бизнесом ради маленькой прибыли — следовательно, делать “накрутку” в размере 3-5 рублей с литра никто не собирается.

Подорожание бензина беспокоит россиян не первый год.

Из-за чего могут уменьшиться цены

  1. Снижение налогов. Учитывая то, что их несколько, какой-либо из них в определенный момент могут убрать. Очевидно, что это сильно ударит по отчислениям государству, так что особой выгоды в этом решении нет.
  2. Вмешательство государства в рынок и ограничение цен. Вряд ли это поможет автовладельцам, скорее всего, это повлияет на качество продукта, а небольшие автозаправки просто закроются из-за слишком низкой прибыли.

Сколько стоит бензин в других странах

В США бензин продаётся в галлонах (3,7 литра). Совсем недавно в штате Кентукки была зафиксирована рекордная для страны цена — 99 центов за галлон. В пересчёте на рубли, выходит стоимость менее 20 рублей за литр.

Средняя цена в США составляет 2,14 долларов за галлон (0,57 доллара за литр). В каждом штате свои цены, в некоторых бензин стоит дороже, чем в России.

Цены на нефть влияют на экономику России.

Самые высокие цены в Гонконге — там литр бензина стоит более 2 долларов. В Нидерландах стоимость литра составляет 1,8 доллара, во многих европейских странах цены держатся на уровне 1,6 доллара за литр. Иран, Судан и Ангола продают бензин по ценам в районе 10-20 центов за литр.

Российский бензин и доллары

Конечно, цены на бензин в России тяжело переводить в доллары. Если средний класс (по словам Путина) зарабатывает в районе 200 долларов в месяц, то придётся забыть про бензин — 55 центов за литр сильно бьёт по карману. Зато сравнения с другими странами выглядят так, словно в России дешевый бензин.

Условно говоря, средняя зарплата в США составляет 3 900 долларов в месяц. В России она явно меньше 1000 долларов, зато бензин в России на пару центов дешевле.

Если показывать статистику без учёта зарплат, то российские цены будут более привлекательными. Это один из классических способов манипуляций с цифрами.

В США бензин продается галлонами.

Почему цены везде снижаются

Из-за эпидемии коронавируса снизилось мировое потребление нефтепродуктов. Это вызвано изоляцией людей и снижением туристических поездок. Следовательно, бензин расходуется меньше, стоимость нефти падает — в конечном счёте цены на разницу тоже снижаются. Многие эксперты считают, что этот процесс может надолго закрепить нефть на низком уровне, что негативно скажется на экономике России. Снизится ли стоимость бензина в России — сложная тема, хотя депутаты Госдумы уже поднимали этот вопрос.

Ссылка на основную публикацию
Сравнение Шкода Кодиак с конкурентами
10 недостатков Skoda Kodiaq - SKODA KODIAQ Автор статьи: SkodaKodiaq.club Skoda Kodiaq российской сборки стала доступнее благодаря переднему приводу, а...
Сорвали резьбу на колесе что делать; АвтоТоп
Ремонт и восстановление сорванной резьбы Ремонт резьбового отверстия (восстановление повреждённой резьбы) Наша компания не занимается восстановлением резьбы. Данная статья служит...
Состав и характеристики дизтоплива
Классификация дизельного топлива Амистад С появлением легковых автомобилей с дизельными двигателями популярность дизельного топлива заметно возросла. И если раньше оно...
Сравнением две эпохи BMW 7-й серии Е65Е66 и F01F02 Avto-Gid
Бмв е65 описание,технические характеристики,отзывы,фото,видео,комплектация BMW 7-Series e65/e66 — это четвертое поколение баварского автомобиля представительского класса. Эта модель получила большую популярность...
Adblock detector