Схема подключения генератора КамАЗ 5320, 65115, 4310, Евро

Почему не работает тахометр в автомобиле Причины неисправности

Тахометр в автомобиле используется для индикации количества оборотов коленчатого вала двигателя. Рассмотрим, почему не работает тахометр, как найти и устранить причину поломки. Обязательно остановимся на устройстве и принципе работы, что поможет выяснить, почему перестал работать тахометр, стрелка дергается либо ведет себя неадекватно.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ПРИНЦИПУ РАБОТЫ

  • Механические либо электромеханические тахометры с прямым приводом. На стрелочный указатель обороты передаются через гибкий вал, который посредством червячной передачи получает вращение непосредственно от коленчатого вала или одного из валов трансмиссии. Принцип работы индикатора основывается на явлении индукции вихревых токов. Работа и устройство магнитного тахометра крайне схожи с принципом действия автомобильного спидометра. В современных авто подобная конструкция тахометра не применяется. УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ

Основные компоненты электромашинных и электронных тахометров:

  • измерительный блок, или преобразователь сигнала. Может базироваться на элементах аналоговой схемотехники либо построен с использованием специальных микросхем;
  • блок индикации с аналоговым или цифровым отображением количества оборотов;
  • вспомогательные элементы.

Работа электронных тахометров основывается на преобразовании отдельных сигналов или импульсов, улавливаемых от ЭБУ, системы зажигания либо генератора, в «понятный» для блока индикации сигнал.

СХЕМА ПОДКЛЮЧЕНИЯ

При поиске причины, из-за которой не работает тахометр, в первую очередь важно понимать схему подключения и тип сигнала. Существуют 3 типовые схемы подключения:

  • к бесконтактной системе зажигания (провод тахометра подключается к первичной цепи катушки зажигания). Принцип работы основывается на измерении частоты скачков напряжения в первичной цепи системы зажигания. Расчет угла зажигания невозможен без ориентирования на количество оборотов коленчатого вала, поэтому частота искрообразования прямо зависит от скорости вращения коленвала. На 4-цилиндровых ДВС полному обороту коленчатого вала соответствует 2 импульса напряжения в первичной цепи. Соответственно, чем выше скорость вращения коленвала, тем большей будет частота скачков напряжения;
  • подключение к контактной системе зажигания. Принцип работы и схема подключения схожи с БСЗ, но устройство измерительного блока будет иметь отличия в зависимости от вольтажа входной цепи;
  • подключение к ЭБУ двигателя. Принцип работы все так же основывается на регистрации импульсов напряжения в первичной цепи системы зажигания, но сигнал к тахометру поступает от блока управления двигателем;
  • подключение к генератору (сигнальный контакт тахометра подключается к выводу W генератора). Вращение шкива генератора осуществляется ременной передачей от коленчатого вала, поэтому скорость вращения ротора генератора будет всегда пропорциональна частоте вращения коленвала. Изменение количества оборотов коленчатого вала можно рассчитать, постоянно измеряя генерируемую на обмотке величину ЭДС. По своему принципу работы электромашинный тахометр напоминает обычный вольтметр.

ХАРАКТЕРНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ

Если на автомобиле перестал работать механический тахометр, имеет место механическое повреждение какого-либо из элементов конструкции. Обломанный трос гибкого вала, износ элементов червячной передачи, появлению люфтов, деформаций – все эти причины могут вывести индикатор количества оборотов двигателя из строя.

  • целостность электропроводки. При этом важно проверять не только сигнальный провод, но и «массу», питание приборной панели;
  • качество контактов. Наличие окислов, неплотный контакт внутри фишек вполне могут стать причиной выхода тахометра из строя;
  • целостность элементов измерительного блока, которые находятся за защитным стеклом внутри приборной панели. Среди механических повреждений транзисторов, перегорания микросхем, дорожек или вздутия резисторов самой распространенной причиной неработающего тахометра является нарушение целостности пайки. К примеру, на Mitsubishi Padjero II появление микротрещин в местах пайки элементов тахометра – общепризнанная болезнь.

На автомобилях со схемой подключения от генератора неработающий тахометр может служить признаком неисправности генератора. В таком случае поломка сопровождается зажиганием индикатора низкого заряда АКБ, спорадическим загоранием на приборной панели «гирлянды» из предупреждающих лампочек.

В некоторых типах конструкции изменение погонного сопротивления высоковольтных проводов может вносить коррективы в точность показаний индикации оборотов двигателя.

КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО НАЙТИ ПРИЧИНУ НЕИСПРАВНОСТИ

Помимо визуального осмотра, для диагностики своими руками потребуется универсальный измерительный прибор. Если вы знаете, как пользоваться мультиметром, то сможете без труда проверить питание, «массу», а также прозвонить сигнальный провод на предмет обрыва.

Проверка питания производится в режиме измерения постоянного тока, диапазон измерений – до 20 В. «Минус» — постоянный, «плюс» появляется только после включения зажигания. Импульсы на сигнальном проводе должны появляться при вращении коленчатого вала. Для поиска обрыва мультиметр необходимо перевести в режим измерения сопротивления – омметр. Иногда для обнаружения плохого контакта достаточно пошевелить разъем или жгут, в котором проложен сигнальный провод индикатора оборотов.

СТРЕЛКА ТАХОМЕТРА ДЕРГАЕТСЯ

Проблема дергающейся стрелки лучше всего знакома владельцам ГАЗ 3110 «Волга». Проблема возникает на автомобилях, выпущенных до сентября 1999 г и оснащенных комбинацией приборов 38.3801 (ОАО «Автоприбор»). Из-за конструктивных дефектов естественная работа автомобильного генератора, при которой величина тока зарядки регулируется переменной подачей напряжения на обмотку возбуждения, приводит к дерганью стрелки.

Стрелка тахометра может дергаться из-за ослабевшей натяжки ремня генератора, но в большинстве случаев отремонтировать тахометр на Волге удается заменой приборной панели и видоизменением схемы подключения.

Схема подключения тахометр камаз

Как подключить тахометр на дизельный двигатель

Тахометр является устройством, которое активно используется на бензиновых и дизельных автомобилях. Данный прибор служит для измерения скорости вращения (оборотов) коленчатого вала или генератора. Большинство современных транспортных средств оснащаются штатным тахометром прямо с завода.

Потребность самостоятельно установить тахометр на дизельном двигателе может возникнуть по разным причинам. Следует отметить, что схема подключения тахометра на дизеле несколько отличается от аналогичного решения для бензиновых ДВС. В процессе выбора тахометра для дизеля необходимо учитывать данную особенность, так как тахометр для бензиновых двигателей на дизельный мотор не подойдет.

Откуда берет сигнал тахометр на дизельный двигатель

Сегодня для дизельных двигателей в продаже представлены электронные, цифровые и аналоговые тахометры, схема подключения которых предполагает ряд особенностей. Дело в том, что местом подключения тахометра для дизеля в подавляющем большинстве случаев выступает генератор.

Для реализации подключения к генератору необходимо иметь сам тахометр, провод с изоляцией и сопроводительную инструкцию по установке и эксплуатации автомобильного тахометра.

Подключение устройства

В основе принципа работы электронного тахометра лежит считывание электрических импульсов. В бензиновых агрегатах считываются импульсы, которые в определенном количестве подаются на катушку зажигания. Что касается дизельного мотора, то считывание осуществляется со специальной клеммы, которая находится в корпусе генератора.

Чтобы подключить тахометр к дизельному двигателю, желательно осуществлять работы на подъемнике или воспользоваться смотровой ямой. На начальном этапе необходимо демонтировать защиту с генератора, избегая попадания грязи внутрь устройства. Следующим шагом становится визуальный осмотр катушки генератора, на которой присутствуют несколько клемм. Контакт тахометра (входной провод) следует подключать к той клемме, которая обычно маркируется литерой «W».

Также в отдельных источниках рекомендуется дополнительно реализовать замыкание контакта, который идет от маслонасоса. Данную операцию выполняют для того, чтобы тахометр после установки выдавал правильные показания, а также для исключения других проблем. Отмечено, что в противном случае после выхода мотора на определенную частоту вращения коленвала на панели приборов возможно ложное загорание сигнальной лампы, указывающей на критически низкое давление моторного масла в системе смазки двигателя.

Рекомендуем также прочитать статью о КПД дизельного двигателя. Из этой статьи вы узнаете о том, почему коэффициент полезного действия дизельного двигателя больше сравнительно с бензиновыми агрегатами.

Если клемма, обозначенная «W», на генераторе отсутствует изначально, тогда потребуется самостоятельное выведение отдельного контактного провода. Заранее подготовленный провод в обязательном порядке нужно качественно заизолировать. Для облегчения доступа генератор необходимо полностью снять, так как потребуется его частичный разбор. После разборки станут видны провода (3 штуки), идущие от обмотки генератора на выпрямитель, который также встроен в устройство.

На любой из этих контактов можно прикрепить заготовленный провод, а после осуществить его выведение за пределы корпуса устройства. По окончании крышка генератора ставится на место, сам генератор монтируется обратно. Обязательно необходимо проконтролировать, чтобы в процессе сборки выводимый наружу провод не контактировал с движущимися элементами в конструкции генератора.Далее провод тахометра подключается к выведенному от генератора контакту аналогично подключению при наличии клеммы с маркировкой «W». Остальные контакты тахометра подключаются в соответствии со схемой, которая содержится в инструкции к конкретному устройству.

Читайте также:  Регулировка фар Шевроле Лачетти Автомобиль мечты

Также стоит учесть, что прямое подключение провода к тахометру приведет к неправильным значениям. Дополнительно потребуется плата-делитель, которая сделает показания оборотов корректными.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ (схемы)

Электрооборудование автомобилей состоит из следующих систем: электроснабжения, световой сигнализации, наружного и внутреннего освещения, контрольно-измерительных приборов; системы ото­пления, стеклоочистки и звуковой сигнализации, пуска двигателя.

Ниже приведены электрические схемы этих систем и их описание. На схемах рядом с условным изображе­нием элементов электрооборудования приведены но­мера подсоединяемых проводов, буквами обозначен их цвет: Б – белый; Г — голубой; Ж — желтый; 3 — зеленый; К — красный; КЧ — коричневый; О — оранжевый; Р — розовый; С — серый; Ф — фиолето­вый; Ч — черный.

Система электроснабжения (рис. 323) служит для питания потребителей при работающем двигателе. Источниками электроэнергии являются две аккуму­ляторные батареи 6, соединенные последовательно, генераторная установка 2, подключенная параллель­но аккумуляторным батареям. Отрицательный вы­вод аккумуляторных батарей подсоединен к корпусу автомобиля через выключатель 7 массы с дистанци­онным управлением.

Схема оборудована реле 1, разрывающим цепь обмотки возбуждения генератора при работе ЭФУ. Кроме того, при рабочем положении ключа выклю­чателя 13 приборов и стартера ток не подается к кнопке 8 дистанционного выключателя массы, что предотвращает случайное выключение массы при работающем двигателе (выключение аккумулятор­ных батарей возможно только после отключения генератора от системы электрооборудования уста­новкой ключа выключателя приборов и стартера в нейтральное положение).

Система световой сигнализации (рис. 324) пред­назначена для оповещения водителей других тран­спортных средств о совершении поворота (разво­рота) или торможения, а также для сигнализации о состоянии сборочных единиц автомобиля, влияю­щих на безопасность движения.

К системе световой сигнализации относятся: ава­рийная световая сигнализация, сигнализация тор­можения, указатели поворота и контрольные лампы включения указателей поворота автомобиля и при­цепа, контрольные лампы блокировки межосевого дифференциала, стояночной тормозной системы, падения давления воздуха в контурах пневмоприво­да тормозных механизмов, объединенные в блоки контрольных ламп, а также соответствующие пере­ключатели, выключатели и реле.

Выключатель 8 аварийной световой сигнализации обеспечивает одновременное включение всех указа­телей поворота в прерывистом режиме. При этом загорается контрольная лампа, вмонтированная в ручку выключателя; контрольные лампы указателей поворота в блоке контрольных ламп могут не све­тить. Включение указателей поворота осуществляется комбинированным переключателем 5 при рабочем положении выключателя приборов и стартера. Кон­тактно-транзисторный реле-прерыватель 3 обеспе­чивает прерывистый режим работы указателей пово­рота автомобиля и прицепа; о работе указателей сигнализируют лампы (отдельно для автомобиля и прицепа) в блоке 26 контрольных ламп.

Сигнал торможения в задних фонарях включается при срабатывании тормозных систем автомобиля. При этом замыкаются контакты пневмоэлектричес-кого датчика 13 включения сигнала торможения, срабатывает промежуточное реле 15 сигнала тормо­жения и светят лампы сигнала торможения задних фонарей. Цепи сигнала торможения включены в цепь источника питания через амперметр, минуя выключатель приборов и стартера.

Сигнал торможения включается также при вклю­чении стояночной тормозной системы. При этом замыкаются контакты датчика 20, установленного в контуре III пневмопривода тормозных механизмов, и загорается контрольная лампа. В цепи питания контрольной лампы включения стояночной тормоз­ной системы установлен реле-прерыватель 21, вслед­ствие чего лампа горит прерывистым светом. Одно­временно через промежуточное реле замыкаются цепи ламп сигналов торможения задних фонарей. Система наружного и внутреннего освещения (рис.325) предназначена для обеспечения безопасности движения автомобиля, а также освещения рабочего места водителя. К системе наружного и внутреннего освещения автомобиля относятся фары головного света, противотуманные фары, передние фонари, задние фонари, подкапотная лампа, плафоны осве­щения вещевого ящика и спального места, патроны с лампами освещения приборов, плафоны кабины, переносная лампа.

Соединение всех потребителей с источником пи­тания выполнено по однопроводной схеме за ис­ключением плафона 4 вещевого ящика, минусовый вывод которого выведен на панель предохранителей. Включение ближнего и дальнего света фар 3 и 11, противотуманных фар 1 и 2 и габаритных огней осуществляется комбинированным переключателем 19 непосредственно от источника питания через амперметр.

Цепи фар ближнего света и противотуманных фар защищены термобиметаллическими предохра­нителями ПР310, установленными на панели пре­дохранителей. Цепь фар дальнего света защищена отдельным предохранителем того же типа. Цепь габаритных огней и ламп освещения приборов за­щищена автоматическим термобиметаллическим предохранителем типа 13.3722. Система контрольно-измерительных приборов (рис.326) предназначена для контроля режима работы агрегатов и отдельных сборочных единиц автомоби­ля, а также определения скорости движения. Конт­рольно-измерительные приборы состоят из указате­лей и датчиков. Все указатели установлены на щитке приборов в кабине водителя, датчики расположенына агрегатах шасси и двигателя.

Электрическое соединение приборов выполнено по однопроводной схеме. Отрицательным выводом является щиток приборов, соединенный с общей массой автомобиля; приборы соединены между со­бой параллельно через выключатель приборов и стартера.

Рис. 323 . Электрическая схема системы электроснабжения: 1 — реле отключения обмотки возбуждения генератора; 2 — генератор; 3 — блок предохранителей; 4 — реле стартера; 5 — стартер; 6 — батареи аккумуляторные; 7 — выключатель массы; 8 — кнопка дистанционного выключателя массы аккумуляторных батарей; 9 — реле электродвигателей отопителя; 10 — амперметр; 11 -предохранители 13.3722 (7.5 А); 12 — предохранитель ПР310 (10 А); 13 — выключатель приборов и стартера; I — к термореле ЭФУ

Рис. 324. Электрическая схема системы световой сигнализации: 1, 2 — фонари передние левый и правый; 3 — реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; 4 — предохранитель плавкий ПР 119 (6 А); 5 — переключатель света комбинированный; 6 — предохранитель 13.3722 (7,5 А); 7 — предохранитель ПР 310 (10 А); 8 — выключатель аварийной световой сигнализации; 9, 10 — указатели поворота правый и левый; 11, 12 — фонари задние левый и правый; 13 -выключатель сигналов торможения; 14 — выключатель электромагнитного клапана прицепа; 15 — реле сигналов торможения; 16 — сигнал звуковой (зуммер); 17, 18, 19 — выключатели сигнализаторов падения давления в ресиверах пневмопривода тормозных механизмов; 20 — выключатель сигнализатора стояночной тормозной системы; 21 — реле-прерыватель сигнализатора включения стояночной тормозной системы; 22 — выключатель света заднего хода; 23 — фонарь заднего хода; 24 — розетка прицепа 24 В; 25 — выключатель сигнализатора блокировки межосевого дифференциала; 26, 28 -блоки сигнализаторов; 27 — выключатель сигнализатора засоренности масляного фильтра; I — к выключателю приборов и стартера; II — к указателю температуры охлаждающей жидкости; III — к указателю тахометра; IV — к указателю спидометра

Рис. 325. Электрическая схема системы наружного и внутреннего освещения: 1, 2 — фары противотуманные правая и левая; 3, 11 — фары головного света правая и левая; 4 — плафон вещевого ящика; 5 — выключатель плафонов; 6 — фонари автопоезда; 7 — выключатель фонарей автопоезда; 8 — реле электродвигателей отопителя; 9, 10 — плафоны кабины левый и правый; 12 -выключатель противотуманных фар; 13 — реле сигналов торможения; 14 — выключатель электромагнитного клапана прицепа; 15, 16 — фонари задние правый и левый; 17, 18 — фонари передние правый и левый; 19 — переключатель света комбинированный; 20 — предохранитель 13.3722 (7,5 А); 21 — предохранитель ПР 310 (10 А); 22 — выключатель освещения приборов; 23 — лампа подкапотная; 24 — выключатель аварийной световой сигнализации; 25 — розетка переносной лампы; 26 — розетка семиконтактная; 27 — указатель давления масла; 28 — указатель уровня топлива; 29 — спидометр; 30 — тахометр; 31 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 32 — амперметр; 33 — манометр; I — к выключателю приборов и стартера

Рис. 326. Электрическая схема системы контрольно-измерительных приборов: 1 — указатель уровня топлива; 2 — датчик указателя уровня топлива; 3 — предохранитель 13.3722 (7,5 А); 4 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 5 — датчик перегрева охлаждающей жидкости; 6 — датчик аварийного давления масла; 7 — датчик указателя давления масла; 8 — указатель давления масла; 9, 11 — блоки контрольных ламп; 10 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 12 -генератор; 13 — тахометр; 14 — спидометр; 15 — датчик спидометра; I — к выключателю приборов и стартера

Читайте также:  С молодежью Феодосии говорили о перспективах развития спорта и молодежной политики в городе на офици

Система отопления предназначена для поддер­жания оптимального температурного режима в ка­бине при снижении температуры окружающего воз­духа. Электродвигатели 1 (рис. 327) нагнетают воз­дух, проходящий через радиатор отопителя кабины. При установке электродвигателей обращать внима­ние на направление вращения их валов. В системе применяется реверсивный электро­двигатель МЭ 250. При подсоединении положитель­ного полюса источника напряжения к красному проводу электродвигателя включается правое вра­щение, а отрицательного полюса — левое вращение. Электродвигатели соединены параллельно или последовательно и могут работать в двух режимах. Управление режима осуществляется с помощью кла­вишного переключателя, расположенного в кабине. Система звуковой сигнализации включает пневмо-и электрозвуковые сигналы 12 (см. рис. 327), пред­назначенные для обеспечения безопасности движе­ния, и звуковой сигнал 11 (зуммер), указывающий на аварийное падение давления в контурах пневмо­привода тормозных механизмов автомобиля, для внутренней сигнализации в кабине.

Звуковой пневмосигнал включается нажатием кноп­ки справа на комбинированном переключателе света.

При давлении воздуха и в пневмосистеме 392,3. 686,5 кПa (4. 7 кгс/см2) звук должен быть чистым.

Электрозвуковые сигналы 12 расположены под кабиной на передней поперечине рамы и включа­ются перемещением рукоятки комбинированного переключателя вверх; питание сигналов 12 осуще­ствляется через промежуточное

реле 13, установ­ленное на нижней панели приборов.

Сигнал 11 установлен под панелью приборов и включен в цепь сигнализации падения давления в контурах пневмопривода тормозных механизмов. С массой автомобиля сигнал соединен через блок кон­трольных ламп и датчики падения давления воздуха;звучит он одновременно с загоранием любой из четырех контрольных ламп, сигнализирующих о снижении давления воздуха в одном из контуров.

Схема системы пуска двигателя приведена на рис. 100.

Схемы электрооборудования автомобилей моделей 5320 и 55102 различаются наличием дополнительного электрооборудования механизма подъема платфор­мы на автомобиле мод. 55102:

— двух электромагнитных клапанов подъема и опускания платформы;

— электромагнитного клапана распределителя гидросистемы;

— электромагнитного клапана коробки отбора мощности;

— выключателя коробки отбора мощности;

— переключателя распределителя гидросистемы;

— переключателя механизма подъема платформы.В отличие от автомобиля мод. 55102 на авто­мобиле мод. 55111 отсутствуют:

— опознавательные фонари автопоезда и их вы­ключатель;

— электромагнитный клапан пневматического звукового сигнала;

— электромагнитный клапан распределителя гид­росистемы и его переключатель.

На автомобиле-тягаче мод. 53212 в отличие от автомобиля мод. 5320 устанавливаются:

— плафон освещения спального места (допол­нительно);

— выключатель приборов и стартера с противо­угонным устройством.

На седельном тягаче мод. 5410 по сравнению с автомобилем мод. 5320 установлены дополнительно плафон освещения спального места и фара осве­щения седельно-сцепного устройства.

Седельный тягач мод. 54112 в отличие от авто­мобиля мод. 5410 имеет выключатель приборов и стартера с противоугонным устройством.

Рис. 327. Электрическая схема систем отопления, звуковой сигнализации и стеклоочистки: 1 — электродвигатель отопителя; 2 — переключатель электродвигателей отопителя; 3 — стеклоочиститель; 4 — реле электродвигателей отопителя; 5 -предохранитель 13.3722 (7,5 А); 6 — предохранитель ПР 310 (10 А); 7 — переключатель стеклоомывателя; 8 — стеклоомыватель, 9 — переключатель стеклоочистителя; 10 — переключатель света комбинированный; 11 — сигнал звуковой (зуммер); 12 -сигналы тональные; 13 — реле звуковых сигналов; I — к выводу AM выключателя приборов и стартера; II — к выводу КЗ выключателя приборов и стартера; III — к реле сигналов торможения; IV — к блоку сигнализаторов

СХЕМЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ

На всех схемах единый перечень элементов, зоны расположения элементов в полумонтажных схемах могут незначительно отличаться (рис. 328-337).

Камаз не работает тахометр и нет зарядки

Библиографическая ссылка на статью:
// Современная техника и технологии. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2012/03/310 (дата обращения: 07.02.2019).

канд. техн. наук Гумелёв В.Ю.,

канд. техн. наук Картуков А.Г.,

доцент Лебедев Т.Н.

Автомобиль Урал-4320-31 – одна из основных марок военной автомобильной техники (ВАТ), используемой в Вооружённых Силах РФ.

Готовность к использованию автомобилей в значительной мере определяется техническим состоянием электрооборудования, и в первую очередь системой электроснабжения. Система электроснабжения включает в себя источники электрической энергии: основной – генераторная установка; дополнительный – аккумуляторные батареи. Генератор должен при работающем двигателе обеспечить электроснабжения приемников электроэнергии автомобиля и заряд аккумуляторных батарей. Реле-регулятор состоит из одного регулирующего элемента – регулятора напряжения.

Генератор с регулятором напряжения образует генераторную установку. На автомобиле Урал-4320-31 устанавливаются генератор 1702.3771 или Г 288Е [1]. Бесконтактный регулятор напряжения 2712.3702 служит для поддержания постоянства напряжения в электрической сети автомобиля. Он представляет собой электронный прибор на 3-х кремниевых транзисторах, неэкранированный, пылебрызгозащищенный. Регулятор напряжения установлен под капотом автомобиля УРАЛ-4320-31 на передней панели кабины.

Проверку приборов генераторной установки и ее цепей можно провести простейшими способами в соответствии с предложенной ниже методикой.

Общая проверка генераторной установки проводится по указателю тока автомобиля. Если стрелка указателя тока показывает разряд, то необходимо проверить зарядную цепь и цепь обмотки возбуждения генератора, работу генератора и регулятора напряжения. Проверка работы генераторной установки по показанию указателя тока. При частоте вращения коленчатого вала двигателя 2000мин -1 и включенном дальнем свете фар указатель тока должен показывать зарядный ток, величина которого уменьшается по мере заряда аккумуляторных батарей [1].

При исправных и полностью заряженных аккумуляторных батареях, исправном генераторе и правильно выбранном уровне регулируемого напряжения стрелка указателя тока должна показывать небольшой зарядный ток или находиться на отметке «». Если стрелка указателя тока показывает разряд, то необходимо проверить зарядную цепь и цепь обмотки возбуждения генератора, работу генератора и регулятора напряжения.

При проверке может наблюдаться большое колебание стрелки указателя тока. Одновременно также имеет место большое колебание стрелки тахометра, так как его датчиком является генератор автомобиля (переменный ток подается на тахометр с вывода фазы генератора «W»).

Причины такого колебания стрелок приборов следующие:

– замасливание контактных колец и зависание щеток генератора (при вибрации во время работы двигателя автомобиля контакт между щетками и контактными кольцами ротора периодически нарушается и восстанавливается);

– неплотное соединение наконечников проводов в цепях зарядного тока и возбуждения генератора;

– слабое натяжение ремней привода или попадание на них охлаждающей жидкости или горюче-смазочных материалов, что приводит к пробуксовке ремней и, как результат, к неравномерной частоте вращения ротора генератора.

Причины большого колебания стрелки указателя тока при работе двигателя необходимо определить и устранить.

При проверке работы генератора по показанию указателя тока стрелка указателя может постоянно показывать зарядный ток. Причины этого следующие:

– величина зарядного тока не возрастает при увеличении частоты вращения коленчатого вала (это значит, что имеет место неисправность аккумуляторных батарей
возможно короткое замыкание внутри одного или двух аккумуляторов или батареи сильно разряжены; в этом случае при включении помимо фар других приемников электрической энергии, сила зарядного тока резко уменьшится или указатель тока покажет разрядный ток);

– величина зарядного тока возрастает при увеличении частоты вращения коленчатого вала (это значит, что регулятор напряжения не ограничивает напряжение генератора; возможно также замыкание на корпус провода от вывода «Ш» щеткодержателя генератора к выводу «Ш» регулятора напряжения).

Причины того, что стрелка указателя ток постоянно показывает зарядный ток необходимо определить и устранить.

Ряд проверок можно выполнить с помощью контрольной лампы, представленной на рисунке 1. Ее легко изготовить в условиях практически любого войскового подразделения.

1 – патрон с лампой на 24 В; 2 – провода с зажимами для подключения к проводам цепей электрооборудования

Рисунок 1 – Контрольная лампа для проверки

Проверка зарядной цепи. Включить выключатель аккумуляторных батарей, двигатель не пускать, провод от вывода «+» генератора не отсоединять. Подсоединить один вывод контрольной лампы к выводу «+» генератора, другой – к корпусу генератора (к клемме «») в соответствии с рисунком 2 а. Если контрольная лампа загорелась, то зарядная цепь исправна. Если контрольная лампа не горит, то зарядная цепь неисправна. Неисправность необходимо найти и устранить.

Проверка цепи обмотки возбуждения. Включить выключатель аккумуляторных батарей и выключатель стартера и приборов в фиксированное положение «I». Двигатель не пускать. В соответствии с рисунком 2 б поднести к задней крышке генератора ключ 8х10 или 10х12. Если ключ притягивается к генератору, то цепь обмотки возбуждения генератора исправна. Если не притягивается, то зарядная цепь неисправна [1]. Неисправность необходимо найти и устранить.


а – проверка зарядной цепи генератора; б – проверка цепи обмотки возбуждения генератора

Читайте также:  Непосредственный впрыск топлива

Рисунок 2 – Проверка электрических цепей генераторной установки

Проверка цепей генераторной установки на обрыв провода. В случае неисправности электрических цепей генераторной установки необходимо найти обрыв. Для этого следует включить выключатель аккумуляторных батарей и выключатель стартера и приборов в фиксированное положение «I». Двигатель не пускать и подключать контрольную лампу к отдельным участкам цепи, начиная от аккумуляторных батарей и далее последовательно по цепи в соответствии с рисунком 3.

HL1 – HL6 – последовательность подключения контрольной лампы при проверки зарядной цепи; HL7 – HL14 – последовательность подключения контрольной лампы при проверки цепи обмотки возбуждения

1 – генератор; 2 – регулятор напряжения; 3 – реле отключения регулятора напряжения;
4 – указатель тока; 5 – выключатель стартера и приборов; 6 – стартер; 7 – выключатель аккумуляторных батарей; 8 – аккумуляторные батареи 9 – реле стартера; 10 – предохранитель биметаллический

Рисунок 3 – Последовательность подключения контрольной лампы

при проверке зарядной цепи и цепи обмотки возбуждения генератора

На рисунке 4 представлена контрольная лампа с наконечниками для подключения к проводам цепей электрооборудования.

При проверке на обрыв провода один наконечник контрольной лампы, в соответствии с рисунком 4 а, подключается к его разъему, другой – к корпусу (к «массе» автомобиля). Место подключения наконечника контрольной лампы к корпусу должно быть без коррозии и защитного покрытия (краски и т.п.) для обеспечения надежного электрического контакта.

На том участке цепи, где при подключении к разъему провода контрольная лампа не загорится, имеется обрыв провода до его разъема. Неисправность необходимо устранить заменой провода или устранением его обрыва. В месте обрыва провода должны быть надежно соединены пайкой и изолированы от контакта с корпусом при помощи изоляционной ленты.

Небрежное соединение проводов в виде скрутки и ненадежная изоляция их соединения может привести к короткому замыканию проводов на корпус и возгоранию в результате этого автомобиля.


а – проверка провода на обрыв на участке цепи; б – проверка исправности контактов реле отключения обмотки возбуждения генератора

1 – контрольная лампа; 2 – корпус автомобиля; 3 – разъем; 4 – реле отключения регулятора напряжения

Рисунок 4 – Проверка цепей генераторной установки с помощью

На рисунке 4 б представлена проверка исправности нормально замкнутых контактов реле (реле 901.3747) отключения регулятора напряжения, которые включены последовательно цепь между выводами «ВК» выключателя стартера и приборов и выводом «+» регулятора напряжения (реле отключения регулятора напряжения входит в состав ЭФУ). К штекерному разъему реле подключено пять проводов, из них к контактам реле подключены синий (от вывода «ВК» выключателя стартера и приборов) и оранжевый (к выводу «+» регулятора напряжения). Два красных провода большего сечения подключены к приборам ЭФУ, а желтый провод соединен с корпусом. Контрольная лампа сначала подключается к наконечнику синего провода, а затем, если лампа горит, то лампа подключается к клемме реле, подсоединенной к оранжевому проводу. Провода при этом не отсоединяют от штекерного разъема.

Если контрольная лампа не горит при первом подключении, то имеется обрыв провода в цепи до контактов реле отключения регулятора напряжения. Обрыв необходимо устранить. При исправных контактах реле контрольная лампа при втором подключении горит. Если лампа не горит, то неисправны контакты реле. Реле необходимо заменить или соединить между собой напрямую синий и оранжевый провода. Следует помнить, что до подключения исправного реле пользоваться электрофакельным устройством (ЭФУ) нельзя.

Внешний вид реле и его установка на автомобиле представлены на рисунке 5. Реле установлено на передней панели кабины автомобиля под капотом.


а – реле отключения регулятора напряжения; б – установка и подключение реле

Рисунок 5 – Реле 901.3747

На рисунке 6 представлена проверка исправности выключателя стартера и приборов с помощью контрольной лампы. Выключатель, внешний вид которого представлен на рисунке 7 а, имеет четыре положения: «0», «I», «II» и «III».

1 – выключатель стартера и приборов; 2 – зажим «-»контрольной лампы; 3 – зажим «+»контрольной лампы и вывод «ВК» выключателя стартера и приборов (подходит синий провод); 4 – контрольная лампа

Рисунок 6 – Проверка исправности выключателя стартера и приборов

с помощью контрольной лампы


а – внешний вид выключателя стартера и приборов ВК 353; б – выводы выключателя;

Рисунок 7 –
Выключатель стартера и приборов ВК 353

Выключатель ВК353 выполняет функции выключателя и замочного устройства, поскольку для управления им необходим специальный ключ. Корпус выключателя изготавливается разборным и устанавливается на передней панели кабины. На корпусе выключателя расположено пять выводов (рисунок 7 б), «АМ» – соединяется с клеммой «+» указателя тока. К этому выводу подводится напряжение от генератора и аккумуляторных батарей. К нему подсоединены два красных провода; «СТ» – используется для подключения управляющей цепи стартера и к нему подсоединены два серо-зеленых провода; «ПР» – свободен; «КЗ» – используется для подключения реле блокировки стартера и к нему подсоединены два черных провода; «ВК» соединяется с выводом «+» регулятора напряжения и к нему подключены два синих провода. В фиксированном положении «I» с «АМ» соединены все выводы, кроме «СТ», поэтому включены все приемники электроэнергии, кроме стартера. В положении «II» (нефиксированном) с «АМ» соединены выводы «СТ», «ВК» и «КЗ», а в положении «III» соединены выводы «АМ» и «ПР».

Для проверки исправности выключателя стартера и приборов необходимо отвернуть гайку, крепящую его к панели приборов. Затем, включая одно из положений («I», «II» или «III») проверить напряжение на выводах выключателя.

Проверка исправности регулятора напряжения. Пустить двигатель автомобиля. Подсоединить зажимы контрольной лампы к выводу “Ш” регулятора напряжения и к корпусу (к выводу «-») как показано на рисунке 8. При исправном регуляторе на малой частоте вращения коленчатого вала двигателя лампа не горит, на средней частоте – начинает мигать, а на большой частоте – горит. Если этого не происходит, то регулятор напряжения неисправен и его необходимо отдать в ремонт или заменить.

Рисунок 8 – Проверка исправности регулятора напряжения

Проверка исправности генератора.

Пробой диодов выпрямительного блока одновременно в плюсовой и минусовой шинах одной фазы обмотки статора генератора приводит к быстрому разряду аккумуляторных батарей, так как в зарядной цепи устанавливается большой ток.
В результате происходит «выгорание» проводов зарядной цепи.

Пробой диодов можно определить непосредственно на автомобиле не разбирая генератора. Для этого необходимо отсоединить провод от вывода «+» генератора. Отсоединенный от вывода «+» генератора провод находится под напряжением аккумуляторных батарей. Его следует надежно зафиксировать, так как наконечник провода не должен касаться корпуса автомобиля во избежание короткого замыкания. Включить выключатель батарей, двигатель не пускать. В соответствии с рисунком 9 а вывод «+» генератора соединить через контрольную лампу мощностью (1-3) Вт последовательно с наконечником отсоединенного от него провода. Если лампа горит, то диоды одной фазы в выпрямительном блоке (в плюсовой и минусовой его шинах) пробиты [2].

а – проверка исправности регулятора напряжения; б – проверка исправности выпрямительного блока генератора; в – проверка исправности генератора

Рисунок 9 – Проверка исправности генератора

При проверке исправности генератора отсоединить провод от вывода «+» генератора и зафиксировать его. Подсоединить один вывод контрольной лампы к выводу «+» генератора, другой – к его корпусу (к клемме «-») как показано на рисунке 9 б. Пустить двигатель и установить обороты холостого хода. Если лампа горит, то генератор исправен. Ели нет, то снять генератор с двигателя и испытать его на контрольно-испытательном стенде (например, на стенде модели Э240 или Э242 Новгородского завода ГАРО, которые поставляются в Вооруженные силы РФ).

По результатам испытаний провести ремонт или заменить генератор.

1 Данов, Б.А. Электрооборудование автомобилей КамАЗ [Текст] / Б. А. Данов, В.Д. Рогачев – М.: Транспорт, 2000. – 126 с.

2 Тимофеев, Ю.Л. Электрооборудование автомобилей: устранение и предупреждение неисправностей [Текст] / Ю.Л. Тимофеев, Г.Л. Тимофеев, Н.М. Ильин – М.: Транспорт, 1994. – 301 с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

&copy 2019. Электронный научно-практический журнал «Современная техника и технологии».

Ссылка на основную публикацию
Схема и устройство системы питания двигателя Д-240; Интернет-магазин сельхозтехники и сельхоззапчаст
Система питания двигателя Д-240 Рис. Общее устройство системы питания дизеля Д-240 и его модификаций: 1 — глушитель; 2 — воздухоочиститель;...
Стучит двигатель на холодную стук клапанов, стук гидрокомпенсаторов
Стук в двигателе почему он застучал (распредвал, коленвал, клапаны ) Стук в двигателе рано или поздно приводит к поломке мотора,...
Стучит суппорт — что делать как устранить громыхание своими руками
Стук и дребезг суппортов, как устранить; Здравствуй товарищ! Блог — Здравствуй товарищ! Многие сталкиваются с достаточно распространённой проблемой проблема дребезга...
Схема и устройство спидометра; Схема-авто; поделки для авто своими руками
Схема и устройство спидометра; Схема-авто; поделки для авто своими руками Без спидометра нам не обойтись. Скорости велики, а их влияние...
Adblock detector