Фальцевая кровля — технология, инструкция

Реечное фальцевое соединение

  • Главная
  • Материалы
  • Кроем крышу сами
  • Водосточная система
  • Тепло-Паро-Гидроизоляция
    • Гидроизоляция
    • Пароизоляция
    • Теплоизоляция
  • Устройство крыш
    • Вентиляция
    • Обогрев кровли
    • Устройство вальмовых крыш
    • Устройство двухскатных крыш
    • Устройство односкатных крыш
    • Устройство четырехскатных крыш
    • Устройство шатровых крыш
    • Мансардная крыша
  • Экстерьер
  • Вопросы эксперту
    • Наши эксперты

Популярность металлической крыши объясняется ее надежностью, прочностью и долговечностью.

Издавна люди использовали особую технологию соединения листов металла – с помощью фальцевых швов. Есть несколько видов таких швов, особняком среди них стоит реечное фальцевое соединение.

Другое название реечного фальца – брусковый, и именно оно дает более определенное понятие, о чем все-таки идет речь.

Особый вид соединения

Наиболее полным будет следующее определение реечного фальца: это соединение кровельных картин, отличающееся наличием деревянного бруска, при этом боковые подогнутые части металла примыкают к этому бруску, а углы загиба картин не превышают 90 градусов.

Классическое исполнение подразумевает крепление бруска к основанию или обрешетке.

Где берут свое начало истоки современных технологий фальцевых крыш, и отличаются ли реечные фальцы двухсотлетней давности от нынешних – постараемся ответить на эти и другие вопросы.

Старинные архитектурные традиции

Металлические крыши по фальцевой технологии в европейских странах и Российской империи монтировали еще в 18 веке.

При устройстве первых кровель такого типа в месте стыка кровельных картин укладывался брусок из дерева.

Для чего же в конструкцию шва вводился дополнительный элемент? Все дело в том, что кровельные картины изготавливали из цинкового сплава, обладающего высокой хрупкостью.

Нынешняя цинковая крыша изготавливается из листов цинк-титана с совершенно иными, улучшенными качественными характеристиками. И в те далекие времена применение стоячего фальца, требующего изгиба до 180 градусов, попросту не было возможным – на металле появлялись трещины, если изгиб превышал всего лишь 90 градусов.

Но ввиду доступности в европейских странах цинка, кровельщикам приходилось исхитряться, изобретать различные способы соединения кровельных картин. При этом владельцы будущих цинковых крыш требовали не только высокой надежности швов, но и эстетичного внешнего вида кровли.

В поисках идеального решения были разработаны десятки способов соединения. И использование деревянного бруска – для жесткости – позволило шагнуть далеко вперед как в плане надежности, так и красоты основных кровельных узлов.

Тонкая работа

Способы и приемы, используемые жестянщиками при обработке металла, отличались разительно – в зависимости от региона.

До сих пор некоторые из этих технологий используются, и в Европе, и в России – они практически не претерпели изменений с течением времени.

Кровельные картины соединяются реечным фальцем:

  • по немецкой системе – меж кровельных картин укладываются деревянные бруски квадратной формы. Металлические листы загибаются, затем верхние части кантуются, закрепляется скоба, поверх нее – металлическая пластина, соединяемая фальцем по бокам. Элементы крепления таким образом расположены поверх бруска;
  • по бельгийской системе – выбирается деревянный брусок, суженный книзу, в него загоняется скоба, которая удерживает и листы, и верхние планки. Элементы крепления в этом случае расположены сбоку. Верхнюю пластину при фальцевании приходится сгибать больше, чем на 90 градусов;
  • по французской системе – суженный кверху брусок прокладывается меж двух подготовленных (загнутых) листов, над бруском укладывается планка. Вертикальные соединения выполняются поперечным фальцем. Для увеличения долговечности не следует допускать соприкосновения дерева с металлом, оставляя зазор.
Читайте также:  Основные виды и причины ДТП и меры их предупреждения

Обязательное условие для любого варианта: уклон кровли должен составлять не менее 3-х градусов.

Преимущества реечного соединения

Для формирования и обжимания крышки фальца используется специальная рамка: с ее помощью можно выполнять работы прямо на крыше, без применения дополнительных приспособлений.

Фальцевая кровля с использованием бруска прочнее, визуально – более рельефна. Такое решение не имеет аналогов по функциональности при устройстве компенсационных водоразделов.

Металлы разные важны…

Техника реечного фальца может быть применена не только для цинк-титана, но и для алюминия, меди, оцинкованной стали, включая сталь с полимерным покрытием. Оформляют подобным образом также фасады.

Интересны варианты использования такой техники для создания различного рода функциональных элементов или украшений крыши. Примером может послужить дымник на трубу, выполненный в лучших традициях немецкой школы кровельного мастерства, или декоративный коньковый элемент с рейками.

Новые технологии

Развитие данного направления привело в итоге к появлению высоконадежных готовых заводских элементов. По сути, нынешний реечный фальц – это имитация настоящего, то есть, деревянный брусок в его конструкции отсутствует.

Различные дополнительные конструктивные элементы упрощают создание водонепроницаемого соединения и повышают эстетичность крыши.

Такие системы могут применяться в различных комбинациях с двойным стоячим фальцем.

Хотя место бруска пустует, жесткости верхней планки достаточно, чтобы создать полное впечатление наполненных рельефных выступов, что придает сходство с традиционными парижскими крышами.

Как сделать замки — фальцы в жестяницких работах

Во многих жестяницких работах не обходится без замков /фалец/. Весь металл от 0,5 до 1,5 мм соединяется между собой в фальцевые замки.

Фальцовкой — считается операция получения неразъемных соединений при помощи фальцевых швов. Воздуховоды и фасонные части приточной и вытяжной вентиляции, сосуды для хранения жидкостей и сыпучих тел, и многие другие металлические изделия изготовляют из листовых заготовок, разной формы и размеров. соединяемых между собой фальцевыми швами.

Фальцевый шов представляет собой такое соединение, в котором две листовые заготовки скрепляются предварительно отогнутыми кромками плотно прижатыми друг к другу.

Фальцевые швы по конструктивному выполнению разделяются на одинарные, двойные, полуторные (комбинированные) угловые, по виду на стоячие. а по расположению в изделиях — на продольные и поперечные.

Одинарные лежачие фальцы применяют при изготовлении продольного замыкающего шва на воздуховодах всех размеров, промежуточных продольных швов на воздуховодах из листовой стали весом более 6,5 м², а также во всех жестяницких изделиях не требующих повышенных плотностей и прочности.

Двойные лежачие фальцы применяют при изготовлении изделий к которым предъявляются повышенные требования в отношении плотности шва и его прочности. например промежуточных продольных швов из листовой стали весом до 6,5 кг/м².

Полуторные (комбинированные) фальцы обладают почти такой же прочностью, как и двойные лежачие швы. Поэтому их применяют в тех случаях, когда затруднительно или вообще нельзя выполнять двойной лежачий фальц.

Одинарные и двойные стоячие фальцы применяют в сочетании с лежачими фальцами поперечного соединения звеньев воздуховодов круглого сечения, отводов и других изделий, когда этим изделием требуется придать наибольшую жесткость.

Читайте также:  Дробилка для измельчения щебня

Одинарные угловые комбинированные фальцы применяют при изготовлении изделий прямоугольного сечения.

Реечные фальцы применяют для соединения заготовок воздуховодов прямоугольного сечения без фланцев.

Донные простые фальцы , донные на свалку, в упор применяют для соединения обечаек и днищ жестяницких изделий, например: паяных баков из оцинкованной стали, ведер цилиндрической и конической формы.

Ширина фальцев зависит от толщины листовой стали или ее веса, а также назначения шва.

Для продольных фальцев, изготовляемых из листовой стали толщиной 0,5 мм, ширину фальцев принимают 5 — 8 мм; и стали толщиной 0,7 мм — 8 — 10 мм фальцы; а из стали толщиной 1 мм — 10 — 12 мм фальцы.

Виды фальцевых соединений и способы их монтажа

Фальцевым соединением называется неразъемное, но и не жесткое, соединение встык тонких металлических полотен. Поговорим о их видах и способах применения.

Фальцевым соединением называется неразъемное, но и не жесткое, соединение встык тонких металлических полотен. Слово «фальц» происходит от немецкого «Falz» и переводится как «паз, желоб».

Наибольшее распространение такой вид соединения получил в кровельном деле. Дело в том, что при стыковки листов металла приходится решать вопросы, связанные с их термическим расширением.

Изменение геометрических размеров при температурных перепадах не позволяет реализовать жесткое герметичное соединение. В месте стыковки возникает напряжение материала, приводящее к существенной его деформации. Именно поэтому наилучшим способом сопряжения выступает фальцевое соединение.

При фальцовке производится соединение двух кровельных элементов, кромки которых предварительно обрабатываются с тем расчетом, чтобы при их сведении можно было получить фиксирующий шов (рис. 1).

Фальцевые швы бывают трех видов:

  • лежачий;
  • стоячий;
  • угловой.

Конструктивно швы делятся на две группы:

  • одинарные;
  • двойные (разновидность — реечные фальцы).

Лежачий фальц

При соединении торцевых краев кровельных листов, идущих поперек ската, используют лежачий вид фальца (рис. 2), а для боковых кромок, которые направлены параллельно скату крыши — стоячий.

Лежачие фальцы считаются не вполне надежными, поэтому применяются все реже. К тому же, рулонный кровельный материал можно разрезать на всю длину ската, что устраняет необходимость в поперечном соединении. Но, поскольку такой вид фальца окончательно не изжил себя, рассмотрим его конструктивные особенности.

Фальцевая кромка лежачего типа производится так (рис.3):

а) укладывают полотно на край стола для разметки, обитого по торцам уголком. Затем наносят черту по линии отгиба кровельного листа. Ширина отгиба зависит от толщины листа — чем тоньше жесть, тем меньше отгиб;

б) деревянной киянкой или резиновым молотком выполняют аккуратный отгиб;

в) обязательно обеспечивают перпендикулярность отгиба;

г) далее лист переворачивают отгибом вверх и начинают «заваливать» его на лист той же киянкой. Аналогичным образом выполняют и вторую заготовку;

д) кромки двух полотен соединяют в замок, который поджимается киянкой;

е) посредством молотка и бруска из металла подсекают верхнее полотно так, чтобы не замять фальцевый шов.

Стоячий фальц

Одинарный

Такой вид фальца отличается самой простой конструкцией. Его применяют на кровлях с большим уклоном (не менее 10°).

Порядок монтажа одинарного стоячего фальца:

1) со стороны меньшей кромки плотно прижать скребок к высокой кромке. Подстроить высоту скребка до совпадения с меньшей кромкой. Загнуть высокую кромку к поверхности скребка киянкой. Убрать гребнегиб.

Читайте также:  Dodge Charger 1969 года история создания, характеристики, модификации

2) закрыть низкий отгиб фальца высоким.

3) поджать фальц с помошью молотка и бруска гребнегиба, который плотно прижимается к тыльной стороне фальцевого соединения (рис. 4).

Двойной

Также значительно облегчают работу гибочные станки, с помощью которых можно быстро и легко загнуть кромку для придания ей необходимого профиля. Двойной стоячий фальц — это самый применяемый метод для стыковки двух соседних полотен кровли. А фальцевая кровля — один из самых распространенных видов кровельного покрытия.

Изготовление этого фальцевого соединения начинают с создания углового стоячего фальца, после чего его загибают вниз на 90°. Для компенсации температурных деформаций в основании фальцевой конструкции оставляют зазор шириной от 3 до 5 мм.

Так как для получения двойного профиля приходится увеличить число рабочих операций, то, соответственно, увеличивается и время монтажа кровельного покрытия. Но эти неудобства сполна компенсируются надежностью основательно закрытого фальца — ведь он обеспечивает герметичную целостность вашей кровли во время выпадения осадков.

Однако, от застоя воды на крыше не спасет даже такой прочный стык, поэтому использование двойного стоячего фальца допустимо лишь на кровлях, имеющих уклон 10° и выше. Считается, что делу может помочь специальный уплотнитель — лента, которую вставляют в фальц перед тем, как его начнут обжимать закаточной машиной.

Реечный

Реечный фальц по своей сути напоминает двойной вертикальный, но, в отличие от него, имеет более широкую стыковочную кромку за счет использования деревянного бруска.

Подогнутые части кровельных листов поднимаются по бокам бруска и крепятся либо здесь же (бельгийский вариант), либо на поверхности бруска (немецкий вариант). Особенность применения такого фальцевого соединения заключается в том, что его можно использовать только на крышах с уклоном более 3°, иначе накопившаяся на поверхности вода проникнет в подкровельные конструкции.

Угловой

Самозащелкивающийся фальц

Российскими специалистами разработана уникальная схема крепления шва — самозащелкивающийся фальц (рис. 7). Это изобретение превосходит по технологичности все зарубежные аналоги. Применение «защелки» экономит время монтажа кровли и не нуждается в специальном фальцующем оборудовании.

На кровельном полотне имеются два фигурных профиля, выполненные таким образом, что один из них выступает в качестве основания защелки, а второй играет роль ее крышки. Профиль с крышкой защелки одного полотна защелкивается на профиле основания другого полотна простым нажатием сверху. Таким образом формируется прочный и надежный фальцевый замок. На защелкивание системы замков вы потратите всего несколько секунд. А это означает заметное сокращение времени, необходимого на монтаж всей кровли.

К достоинствам фальца–«защелки» относятся:

  • водонепроницаемость замкового соединения: не нужна дополнительная герметизация;
  • простота сборки и разборки кровельных листов: не нужны профессиональные навыки, и можно обойтись без специального инструмента;
  • единая панель на весь скат кровли, без дополнительных стыков;
  • нечувствительность к термическим расширениям металла, что исключает деформацию кровельных полотен;
  • доступная цена кровельного материала и монтажных работ;
  • скорость в установке кровли;
  • особая прочность соединения.

Фальцевая кровля невероятно популярна в малоэтажном строительстве. Ее признают одновременно простой, надежной и качественной конструкцией. Немаловажную роль играет и доступная цена. Если вы владелец частного дома, — возможно, это был и ваш выбор. Мы будем признательны за ваш рассказ о том, каким способом вы крыли крышу, и какой вид фланцевого соединения использовали при ее монтаже.

Ссылка на основную публикацию
Утренняя зарядка для мужчин комплекс упражнений для дома
Самая лучшая зарядка для iPhone со скидкой 50%, снова в наличии Обновлено: адаптер в наличии в Москве у М.Видео за...
Устройство и принцип работы карбюратора
Карбюратор - Что это такое Принцип работы, проблемы, ремонт карбюратора Двигатель Карбюраторы смешивают топливо и воздух, также управляют объёмом топливовоздушной...
Устройство и принцип работы кондиционера автомобиля
Принцип работы кондиционера в автомобиле Для любого водителя кондиционер в первую очередь — это комфорт. Жара либо влага могут плохо...
Ухаживаю так, аж; тёща нервничает забавные объявления на; Почитать
Самые успешные объявления для быстрой продажи автомобиля Что нужно знать для того чтобы быстро и выгодно продать свой автомобиль, пусть...
Adblock detector